Открытое письмо Атеистического общества Москвы | ||
| главная | журнал ЗС | радиовыступления | библиотека | ссылки | гостевая книга | | ||
Направляя Вам текст антиклерикальной декларации "В защиту свободы совести и светского государства", мы считаем должным сопроводить его некоторыми разъяснениями. Обратиться с данным посланием нас вынуждает нездоровая ситуация, сложившаяся на сегодня в Российской Федерации в сфере свободы совести. Согласно ст. 14 действующей конституции, Российская Федерация - светское государство, и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Однако ложно понятые интересы борьбы с прежней тоталитарной идеологией заставили многих в нашем государстве отвергнуть вместе с нею также и принципы рационализма, научного мышления, светской культуры, гуманизма и атеизма в угоду воскрешению неких "традиционных ценностей", центральное место среди которых занимает религия. Ее адепты захватили почти что монопольное право вести мировоззренческую пропаганду в СМИ и навязывают населению свои религиозные взгляды бесцеремонным, грубым и безапелляционным образом. При этом не согласные с ними люди подвергаются систематическим оскорблениям и клеветническим обвинениям, либо их мнение просто игнорируется. Такое положение вещей грубо нарушает статью 29 Конституции (пп. 1, 2, 4, 5), запрещающую цензуру, возбуждение религиозной ненависти и гарантирующую свободу мысли и слова, а также ст. 13, ст. 19 (п. 2) и ст. 28 Конституции РФ. Особо нетерпимым является насаждение религии за счет использования государственных ресурсов и средств, острый дефицит которых россияне ощущают сегодня во всех иных сферах своей жизни. Местные власти в регионах РФ, прежде всего руководство г. Москвы, открыто тратят миллионы (а в конечном счете, очевидно, миллиарды) долларов на помощь религиозным организациям, строительство их новых храмов, передают им в безвозмездное пользование огромные жилищные, земельные и прочие материальные фонды, невзирая на бедственное положение огромного количества наших сограждан, которые в это же самое время влачат жизнь за чертой бедности. В первую очередь такая практика осуществляется в отношении Русской православной церкви (РПЦ), которая и на государственном уровне получила значительные экономические льготы. То же касается ряда федеральных ведомств (например МВД, МПС, Минобороны), практикующих дорогостоящие дары в адрес РПЦ или же строящих на свои средства для нее храмы. Мы находим подобное расточительство бюджетных средств не только аморальным, идущим во вред нуждам населения, но и противозаконным, поскольку это нарушает статьи 14 и 19 Конституции РФ. Надо отметить, что такая государственная поддержка оказывается в основном тем религиозным организациям, которые, по федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 1997 года, объявлены "традиционными", - то есть, фактически, привилегированными, - на территории РФ, что опять же попирает 14 статью Российской Конституции, утверждающую принципиальное равенство всех религиозных объединений в нашей стране. Проявлением того же неравноправия и нарушением законов светского государства является объявление сугубо конфессиональных праздников - православных Рождества и Пасхи - государственными праздниками РФ. Тем же нарушением являются договоры о сотрудничестве, заключенные в 90-е годы Министерством Обороны, МВД, Федеральной Погранслужбой, ФАПСИ и прочими государственными ведомствами исключительно с одной религиозной организацией - РПЦ - и вытекающая из них практика, как то: проведение официальных религиозных церемоний в зданиях государственных министерств, государственных больницах, воинских частях, введение в армии института полковых священников и т. д. Все это нарушает, помимо 14-й статьи Конституции, еще и ряд федеральных законов: "О государственной службе", "О статусе военнослужащих" и др. Особое место в этом ряду занимает политика руководства министерства образования и иных научно-педагогических структур. Ключевым моментом в ходе клерикализации российского образования нам представляется официальное письмо, направленное 21.01.1999 г. нынешнему министру образования В. М. Филиппову за подписью патриарха РПЦ Алексия II, президента РАН Ю. С. Осипова, ректора МГУ В. А. Садовничего и главы Российской Академии образования Н. Д. Никандрова. Письмо, содержащее в себе грубые противоречия и передержки, требовало скорейшего введения в государственных вузах и школах религиозных дисциплин. В частности, упомянутые авторы письма пытались обосновать линию на клерикализацию образования неправомерной подменой современного значения слова "светский" (как "нерелигиозный") на давно устаревшее ( в смысле "мирской", "не относящийся к клиру"). Результатом подобного обращения стало заключение 2 августа 1999 года официального договора между Министерством образования и РПЦ о сотрудничестве, предусматривающего внедрение религии в сферу государственного образования. Как следствие, 2 марта 2000 г. приказом Министерства образования предмет "теология" был включен в перечень официальных дисциплин, которое могут объявляться обязательными руководством того или иного конкретного вуза. Обращает на себя внимание то, что практика внедрения церкви в государственную школу имела место еще и до этих событий на протяжении последнего десятилетия. Как нам известно, во многих государственных российских школах с начала 90-х гг. по частной инициативе их руководства или некоторых педагогов ведется под прикрытием названия "обществоведение", "религиоведение", "история православной культуры" и т.д. откровенная религиозная пропаганда: чтение проповедей священниками, проведение молитв, изучение "житий святых", обучение детей культовым церемониям и т.д. Первенство в такого рода деятельности принадлежит опять же таки духовенству и сторонникам РПЦ. Кроме того, активно в учебный процесс внедряются учебники и пособия, "преодолевшие антирелигиозную направленность", а по сути, дискредитирующие в глазах учащихся все достижения науки, рационального мышления, светской культуры, накопленные человечеством за последние 500 лет. Также еще до вышеназванного письма министру В. Филиппову в ряде регионов России (в частности, в Курской, Белгородской, Смоленской и иных областях) осуществлялось обязательное преподавание в системе государственных средних школ православного "Закона божьего". Помимо этого, в ряде государственных вузов (например, в Барнауле, Владивостоке, Омске, Твери и т.д.) уже давно действуют кафедры и целые факультеты богословия, опекаемые местными епархиями православной церкви. Такая практика, по нашему мнению, является нарушением как федерального закона "Об образовании", закрепляющего светский характер учебного процесса в государственной школе, так и ряда статей конституции РФ (ст. 13 п. 1,2; ст. 14 п. 1,2; ст. 19 п.2, ст. 28, ст. 29 п. 1,2) и в том числе статьи Конституции 17 пункт 2, распространяющей закрепленные в вышеназванных статьях права и свободы на всех граждан, независимо от возраста. По нашему мнению, продолжение подобной практики, направленной на клерикализацию средней и высшей школы России (равно как и продолжающаяся раздача церкви из фондов государственных музеев культурно-исторических ценностей, сохранность которых та обеспечить не в состоянии), в очень скором будущем приведет нашу страну к полной интеллектуальной и культурной деградации, разрушению фундаментальной базы науки и к возврату сознания большинства населения на уровень средневековой дикости. Официальное объяснение вышеназванных деятелей по поводу того, что их планы предусматривают преподавание в школах и вузах не богословия, а только лишь "основ православной культуры", "православной истории" и т. п., мы считаем несостоятельным, поскольку в нашем распоряжении имеется официальная директива патриарха Алексия II от 9 декабря 1999 г., однозначно свидетельствующая, что под подобными названиями кроются все те же "Основы православного вероучения". По нашему мнению, если преподавание "религиозно-ориентированных дисциплин" в системе государственного образования и может допускаться, то только в качестве сугубо добровольных, дополнительных факультативов, проводимых не в учебное время и не за государственный счет. Исторически обосновано, как мы считаем, оставлять заботу об удовлетворении какими-либо конфессиями - особенно РПЦ - своей потребности в осуществлении религиозного образования и воспитания непосредственно в руках самих этих конфессий, располагающих собственными семинариями, духовными академиями, училищами, "воскресными школами" и т.д. Поэтому нам совершенно неясно, какая необходимость существует во внедрении религии в сферу государственного образования. Помимо этого, можно привести и другие примеры ущемления прав атеистов в России - публичное афиширование различными государственными деятелями своей религиозности во время широко освещаемых средствами массовой информации культовых церемоний, упоминание в новом тексте государственного гимна слова "бог", бюрократические препятствия в регистрации нашего Общества московским Управлением Министерства юстиции и многое другое. Кроме уже названных статей (13, 14, 17, 19, 28, 29) Конституции и федеральных законов Российской Федерации, все вышеперечисленные случаи являются также грубым нарушением ряда общепризнанных международных правовых актов, которые обязуется соблюдать Российская Федерация: Статьи 18 "Всеобщей декларации прав человека", Статьи 18 "Международного пакта о гражданских и политических правах", Статей 1 и 3 "Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религиозных и иных убеждений", Статьи 9 "Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека" и др. Политика, направленная на сращивание государства с церковью, по нашему мнению, проистекает из ошибочного расчета многих политических деятелей РФ на то, что подобное воскрешение религиозных традиций служит укреплению российской государственности, создает стержень для новой "национальной идеи", повышает нравственный уровень граждан и т.д. Однако мы считаем своим долгом предупредить сторонников такого подхода, что они дают ввести себя в заблуждение на сей счет. Вопреки мифам церковно-религиозной пропаганды, религия на протяжении истории не столько сплачивала и примиряла, сколько разъединяла людей, разделяя их на конфессии, церкви, секты, толки, на еретиков и язычников, на "чистых" и "нечистых"! Мировой опыт уже убедительно доказал, что правительство не должно вмешиваться в подобные споры, придавая вопросам веры статус государственной политики. Тем более недальновидно оказывать государственное покровительство какой-либо определенной церкви или группе конфессий в такой многонациональной и многоконфессиональной стране, какой является Россия. Навязывание у нас в стране любой "официальной" религии - православия либо иного вероисповедания - неизбежно станет провоцировать раскол государства, питая сепаратистские тенденции на местах под национально-религиозным знаменем. Точно так же не служит укреплению единства Российской Федерации и вынашиваемый, по нашим сведениям, во властных кругах план предоставления национальным регионам права устанавливать на своей территории определенные местные "традиционные" религии в качестве государственных или обязательных. Это лишь законсервирует исторические и политические противоречия между этими регионами и остальной Россией. Иными словами, для консолидации нашей страны необходима не "национальная", а "общероссийская" идея, которая не может быть создана на базе какой-либо религиозной идеологии, национального шовинизма или нетерпимости. Также не выдерживает критики тезис о благотворном влиянии религии на уровень нравственности населения. Не углубляясь в теоретический спор с адептами такого утверждения, хотим обратить внимание всего лишь на один неоспоримый факт нашей отечественной истории за последний период. А именно: процесс "возрождения духовности", усиления религиозности населения и клерикализации нашей страны в 90-е годы шел рука об руку с беспрецедентной криминализацией, эскалацией социальной напряженности и национальной нетерпимости, удручающим упадком культурной и научной жизни России. Мы не находим оснований связывать атеизм с безнравственностью или асоциальными явлениями в жизни общества, как об этом твердит религиозная пропаганда. Последняя пытается навязать массовому сознанию некий миф об "атеистическом топоре", отождествляя атеистические убеждения с тем государственным террором, преследованием верующих, попранием свободы совести, что имели место в советском прошлом. Однако люди, облеченные верховной властью в нынешней России, знают либо, в силу своего положения, могут легко узнать, кто и по каким соображениям осуществлял все эти репрессии в действительности. Наше Атеистическое общество и сочувствующие ему люди вовсе не добиваются возврата к былым временами идеологического диктата, политики официозного единомыслия. Напротив, мы добиваемся прекращения беззаконной практики, строгого соблюдения положений Конституции РФ и прочих государственных законов, закрепляющих в России принципы светского государства и свободы совести в самом широком понимании этого слова, а не только как свободы верующих придерживаться какой-либо религии. Поэтому мы протестуем против безосновательного третирования и унижения атеистов, которые составляют значительный процент населения нашей страны. Мы призываем как государство, так и религиозные организации исполнять собственные законы и принципы. Мы стремимся обеспечить в Российской Федерации подлинное равноправие всех идей и мировоззрений, исходя не только из защиты наших собственных интересов и прав, но и, прежде всего, из принципов соблюдения законности, идеалов демократии и принципов гражданского общества, исходя из подлинных интересов России! Исполком Атеистического Общества Москвы (АТОМ) |
| главная | журнал ЗС | радиовыступления | библиотека | ссылки | гостевая книга | | ||