Терроризм и религия

Большинство людей привыкло считать, что религия - это невинная вера в бога, ангелов и духов, которая никакого вреда человеку принести не может. И лишь в редких случаях и весьма неохотно люди вспоминают, что иногда церкви враждовали (враждуют) и даже воевали (воюют) друг с другом. А кто-то может вспомнить крестовые походы и охоту за "ведьмами" в средневековой Европе. Но виноваты в этом отдельные плохие люди, а в целом, считают сегодня верующие, религия - это безобидная идеология, а церкви - организации, которые заботятся о том, чтобы люди любили и боялись Бога, а также об их высокой нравственности. Об этом твердят и сами руководители церквей и духовенство. (Тех, кто хочет узнать, что на самом деле представляет религиозная и, в частности, христианская нравственность, я адресую к статье "Время собирать камни" в журнале "Нева" №11 за 1999 г. и на сайте СПб отделения РГО).

Руководители христианских церквей не устают твердить, что христианство - это религия любви и добра, а сам Бог - это любовь. Руководители исламских организаций тоже часто говорят, что ислам - это религия добра и покорности, что следует из самого названия этой религии (ислам по-арабски - "покорность"). Представители российского исламского духовенства не раз заявляли, что ислам - это религия добра и мира, а тот, кто воюет под исламскими лозунгами и осуществляет акты террора, попросту нарушает учение и принципы ислама. Их позицию можно понять, ведь они-то к терроризму никакого отношения не имеют, в нашей стране никаких религиозных войн с участием ислама никогда не было. Поэтому им и кажется, что исламские организации - это вполне мирные и безобидные организации. О любви говорят и лидеры буддийских и индуистских организаций.

Но история этих организаций свидетельствует, что эти лозунги чаще всего остаются лишь благими пожеланиями, и когда это нужно для выживания и/или процветания церкви, верующие и их лидеры вступали в прошлом и вступают сегодня на путь террора и насилия. Так можно ли говорить о связи религии и терроризма? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к истории.

Многие церкви использовали террор для осуществления целей своих лидеров. Первыми известными в истории террористами, использовавшими религию для своих целей, были древние евреи. Их религиозные (или "духовные") лидеры сочинили сказку о том, что их бог Иегова (Яхве) даровал им землю в Палестине, которая была уже занята другими народами (в том числе еврейскими же). Пользуясь этим, евреи напали на эти народы и повели борьбу за захват их земель и уничтожение проживавшего там населения. "...И истребишь все народы, которые Господь, Бог твой, дает тебе: да не пощадит их глаз твой", - говорится в Библии. Более того, если израильтяне не доводили дело истребления до конца, бог мстил им за это. А всеобщий мир, к которому так стремятся все народы мира, по учению Библии, должен наступить... когда Израиль завоюет мировое господство! Это произойдет тогда, когда придет мессия (посланник Яхве), который возглавит борьбу евреев за мировое господство. И только после этого люди перекуют "мечи свои на орала, а копья свои - на серпы" (Второзаконие, гл.2, ст.4).

В истории христианства также были времена, когда сторонники Христа проявляли себя террористами. Уже вскоре после своего возникновения, распространение и утверждение христианства, как правило, сопровождалось физическим насилием и уничтожением тех, кто не хотел принимать новую религию и верить в нового бога. Всех их называли язычниками и судьба их была незавидна - им приходилось умирать или отказываясь от веры своих предков, принимать новую веру, угодную и выгодную власть имущим.

Для уничтожения тех, кто не хотел принимать христианство, и для оправдания преступлений нужно было создать соответствующую идеологию. И она была создана. Уже в V веке один из отцов христианской церкви Августин Аврелий обосновал понятие "священной войны" в защиту церкви и веры. Под впечатлением его учения католический философ Фома Аквинский (1225 - 1274 гг.) заявил, что война допустима, если она ведется по воле высшей власти - т.е. по воле бога. Видимо, разбойничьи походы крестоносцев он как раз и считал действиями справедливыми и соответствующими воле своего бога. Эти идеи впоследствии развили М. Лютер (1483 - 1546), который призывал убивать, травить и уничтожать восставших крестьян, и террорист Ж. Кальвин (1509 - 1564) - основатели нового направления в христианстве - протестантизма. Никаких сомнений в правомерности террора "ради веры" у них не возникало.

В наше время (80-е годы XX века) эту же точку зрения разделяли и клерикалы США, которые на вопрос о том, можно ли использовать атомное оружие, если оно обрекает на смерть миллионы людей, ответили утвердительно. Христианские священники не ограничивались лишь освящением атомного оружия, но принимали активное участие в теологическом обосновании допустимости его применения. Так, глава англиканской церкви архиепископ Кентерберийский Фишер в одном из пастырских посланий писал: "Неправильно считать атомное оружие плохим по своей природе". Более того, он утверждал, что атомная война предопределена богом.

Сегодня религиозными террористами являются католики Ирландии, которые ведут нескончаемую войну против братской протестантской (англиканской) церкви.

С самого возникновения своей церкви агрессивно повели себя и духовные родственники иудеев и христиан - магометане. Достаточно назвать завоевание чужих земель, когда исламские войска захватили территорию от Средней Азии до Пиренеев, покорили страны Южной и Юго-Восточной Азии. Идеологической основой арабских завоеваний был ислам - захват стран осуществлялся одновременно с исламизацией завоеванных народов. Жестокость воинов Аллаха не знала пределов. Террорист Халид Бен аль-Валид отсек головы тридцати тысячам человек малочисленного населения Аравийского полуострова в войне против тех, кто хотел порвать с исламом. Оправдывая его, Саддам Хусейн цинично говорит: "Не считайте тех, кто убит на пути Бога, мертвыми. Нет, они живые! Они у своего Бога получат удел".

В 1947 г. исламские организации откололи от Индии Пакистан. Очень агрессивно ведут себя они и в Африке, по сути, выдавливая оттуда христиан. Сегодня время от времени происходят столкновения между ними и последователями иудаизма, индуизма, буддизма и других религий. Именно под знаменем ислама в свое время были созданы террористические организации типа Братьев-мусульман, а позднее "Хезболла", "Аль-Каида" и "Хамас".

Сегодня во славу Аллаха террористы-боевики убивают мирных жителей в Чечне, в том числе женщин, стариков и детей. Более того, они находят и религиозные доводы, чтобы оправдать свои преступления перед народами России. В этом им помогают их единоверцы из разных исламских стран, свято верующие в справедливость и законность ведения террористических религиозных войн.

Отношение к террору в исламе выражено в учении о джихаде. Обычно этот термин понимается как "священная война", т.е. война в религиозных целях, во имя ислама. Но такое понимание джихада сегодня соответствует лишь мнению исламских фанатиков, готовых распространять свою веру, а заодно и власть на все страны и народы. В переводе с арабского это слово означает не войну, а "старание", "напряжение усилий" и в русском языке ему больше соответствует слово "борьба". К сожалению, в истории ислама джихад чаще использовался именно как война. Однако не борьба за веру подвигала мусульман на войну, а вполне материальные земные цели - захват земель и материальных богатств. Иными словами, джихад всегда служил религиозным прикрытием захватнических войн и терроризма. Вслед за евреями арабы тоже претендуют на то, чтобы встать во главе всего человечества. Вот как об этом говорит все тот же Саддам Хусейн: "Бог ... оценил, что именно арабы могут возглавить человеческую миссию". Подобные планы вынашивали и другие фанатичные поборники ислама - афганские талибы, которые говорили, что дойдут до Ташкента, а потом захватят и весь мир, и в этом им поможет Аллах. "Бог на нашей стороне!", - говорят они.

Террористы, направившие 11 сентября 2001 г. в гражданские самолеты на здания в Нью-Йорке и Вашингтоне, где находились тысячи людей, были приверженцами ислама. Да и вся акция проводилась под знаменем борьбы ислама против Америки. О том, что убийство тысяч ни в чем не повинных людей имеет религиозную окраску, говорит и ликование мусульман в арабских странах, где ислам является господствующей религией - Пакистане, Иране, Индонезии. А укрыватели организатора этого террористического акта Усамы бен Ладена в ответ на заявления США о возмездии, которое ждет его самого и его пособников, объявили США и Англии джихад - священную войну.

В чем же причина, что именно исламские организации сегодня является наиболее агрессивными и террористическими организациями? Причин тому несколько. Прежде всего, это нищета и низкий образовательный и культурный уровень большинства населения арабских стран. Нищета порождает комплекс зависти к благополучным народам, злость и агрессивность. Нищета к тому же обесценивает жизнь личности, она почти ничего не стоит. Низкий образовательный уровень способствует некритическому усвоению религиозных взглядов, включая самые примитивные и абсурдные. А низкий культурный уровень способствует легкой внушаемости. Другая причина - сохраняющийся у них родоплеменной строй, который развитые народы уже давно оставили в прошлом. И, наконец, относительная молодость этой религии (время создания - VII в. н.э.) и связанное с ней стремление распространять свою религию любыми путями, в том числе насильственными. Все вместе это и делает их легко подверженными религиозной дезинформации и религиозному фанатизму.

При оценке религиозного терроризма обращает на себя внимание одна его особенность - легкость, с которой исполнители террористических акций идут на смерть. Вот и самоубийцы, таранившие небоскребы в США, тоже легко расстались со своими жизнями, будто они никакой ценности для них не представляли. Объясняется это тем, что в течение всей их жизни им внушали мысль о существовании загробного мира и, в частности, рая, в который, по уверению своих религиозных учителей, они сразу же попадут после своей гибели, если она произойдет в сражении с "неверными".

Руководители исламских организаций имеют уже большой опыт использования веры своих подопечных в рай и вечную жизнь для достижения своих политических и экономических целей. Яркий пример - организация ассасинов (убийц), основанная в XII веке исмаилитом Хасаном ибн Саббахом, уничтожавшая любого во славу Аллаха и для достижения целей ее руководителя. В наши дни это десятки фанатично верующих арабов, взрывающих себя в местах массового скопления евреев (кстати, представителей братского для них народа, т.к. арабы и евреи - народы-родственники - семиты). Многие солдаты иракской армии носят на шее символический ключ с надписью "Ключ от рая". В специальном руководстве шахидам (смертникам-самоубийцам), разработанном современными исламскими богословами, разъясняется, что мусульманину "позволительно взрывать себя среди кафиров-неверных либо лично, обвязавшись взрывчаткой, либо на машине, начиненной динамитом". В Израиле палестинские камикадзе точно следуют этим инструкциям: именно так араб-самоубийца взорвал дискотеку в Тель-Авиве в июне 2001 г.

Та же причина - вера в существование загробного мира и вечной души - позволила японским военачальникам направить в Перл-Харбор в 1945 г. сотни самоубийц-камикадзе на уничтожение военных кораблей США.

Вот только небольшой перечень религиозных организаций, члены которых поверили в существование вечной жизни на небе и по приказу своих духовных руководителей лишили себя жизни земной. Это "Народный Храм", в котором в 1978 г. свыше 900 человек покончили с собой, чтобы испытать райское блаженство в потустороннем мире. В апреле 1993 г. 80 человека из секты "Ветвь Давида" отправилась "в рай", когда агенты ФБР приступили к штурму их прибежища в Техасе (США). В 1994 г. 48 приверженцев секты "Храма Солнца" произвели групповое самосожжение в Швейцарских Альпах. 39 человек из секты "Врата Неба" в 1997 г. покончили с собой с целью попасть в иной мир к инопланетянам, которые, как им внушили, должны их подобрать, прилетев за ними на космическом корабле, летящим в хвосте кометы Хейла-Боппа.

А как же с другими религиями - ведь у них тоже есть учение о рае. Учение о загробном мире, к примеру, есть у иудеев. Но иудаизм является старой религией, к тому же евреи, составляющие большую часть иудеев, являются высококультурным народом. В прошлом, как это известно из истории еврейского народа (частично отраженной в Ветхом Завете), евреи были весьма воинственны и преданы своей вере. Но они уже давно не убивают других людей во имя своего Яхве и тем более сами не стремятся побыстрее попасть в свой рай - Ган Эден, о котором им только и известно, что там они смогут наслаждаться, как сказано в Талмуде, "лучезарным сиянием Шехины" (т.е. "Божественного присутствия"). В рай они не торопятся и потому, что им и на земле неплохо живется. К тому же жизнь научила их быть прагматиками...

Учение о рае имеется и в христианстве. Но сегодня христиане не стремятся попасть в рай раньше времени и религиозные руководители их к этому не понуждают. Во всяком случае сегодня они, как и буддисты, не убивают людей во имя бога, как делают мусульмане. Причина этого различия состоит в том, что христианство (его основные конфессии) и, тем более, буддизм - это старые религии (буддизм появился в VI в. до н.э.), давно пережившие периоды своего расцвета и находящиеся сегодня на стадии спокойного существования, постепенно сдавая свои позиции.

Из представленного материала видно, что религиозный терроризм многообразен в своих проявлениях, источниках и причинах возникновения. К сожалению, и сегодня ему подвержены верующие и их религиозные организации. Эта нужно помнить и учитывать тем, кто в нарушение нашей Конституции стремится отдать воспитание подрастающего поколения в руки церквей - христианской, исламской, иудейской и прочих.

наверх