Из ток-шоу «Храни меня, мой талисман!» на телеканале «Петербург – 5 канал» 19.04.04

От редактора сайта

В минувшем апреле мне позвонили с петербургского телевидения. Звонившая сказала, что вышла на наш интернетовский сайт, и ей понравилось то, чем мы занимаемся. Она готовит ток-шоу из одного телецикла, и на ближайшем из них речь пойдет о разных вещах и предметах, которым некоторые люди склонны приписывать магическую силу и способность оказывать влияние на их жизнь. Такие люди уже приглашены, но нужен кто-то здравомыслящий, кто будет им оппонировать. Не порекомендую ли я кого-нибудь на эту роль? Поскольку мне показалось, что готовится передача просветительского характера, то я предложил поучаствовать в ней хорошо известному посетителям нашего сайта просветителю и опытному полемисту Петру Александровичу Тревогину. К сожалению, характер шоу оказался иным, чем мы ожидали: ведущий построил его так, что говорили главным образом те, кто либо сам верит в иррациональное, либо использует такую веру в людях для собственной наживы. Среди последних оказался и один из главарей петербургских лжецелителей, о которых уже немало сказано на нашем сайте. Ниже приведены фрагменты этой телепередачи.

Ведущий. У нас в студии президент Института социального развития естественных способностей Владимир Викторович Тонков1. Скажите, пожалуйста, почему сегодня, как триста лет назад, стали так популярны разговоры о сглазах и порчах?

Тонков. Людям всегда интересно, когда вокруг происходит что-то этакое, необъяснимое, похожее на детство, потому что взрослая жизнь, честно говоря, наверное, всех уже достала. Хочется иногда и развлечься.

В. А сейчас-то почему такой всплеск интереса?

Т. Сейчас существуют с одной стороны технологичность, то, где все уже, в общем-то, полностью объяснено, а с другой – огромная ниша необъяснимого. У всех людей в жизни бывает ряд событий, которые не объяснить ничем: ни совпадениями, ни статистикой, ни какими-то другими привычными математическими и технологичными способами. Кроме того, безусловно, существует еще личный опыт, опыт каких-то сновидений, которые иногда сбываются, иногда нет, опыт предвидений. Особенно это связано с людьми, которые после каких-то катастроф, тяжелых переживаний, серьезных передряг, военных действий начинают вдруг видеть такие вещи, которых не видели до того и которые иногда что-то подсказывают. Иногда человек видит целые события. Иногда с ним что-то случится, и на его глазах начинают передвигаться предметы. В это можно верить или не верить, но это есть. Вот буквально два дня назад в Москве начали снимать новую программу как раз по поводу передвижения предметов. Таких вещей довольно много, и мы этим занимаемся.

В. И чем же занимается ваш институт с таким необычным названием?

Т. Свое название институт получил потому, что вся так называемая «паранормальщина» - это именно естественные способности людей. На это способен любой человек среднего уровня.

В. Значит, и я могу сейчас научиться у Вас и сдвинуть вот эту свечку?

Т. Сейчас – нет, но в принципе, при хорошей практике… Ну свечку, может быть, и нет, а легкие предметы – вполне реально. У нас люди, которые занимаются на серьезных курсах, получают диплом только после того, как научатся хотя бы крутить стрелку компаса для начала. А так это могут быть и свечки какие-то, и другие легкие предметы. Бывает, что и более тяжелые передвигают.

В. А приборы какие-то у вас есть? Все-таки институт, как я понимаю, это наука.

Т. От этого никуда не денешься, мы, ведь, все-таки живем в XXI веке. Естественно, какие-то приборы, может быть, мы и используем. Мы, в принципе, знакомы с большим количеством людей, которые как раз находятся на передовой линии, создают уникальные приборы, часто, может быть, и не понимая, как они работают. Но эти приборы регистрируют. В принципе, это люди – физики, химики, математики и т.д. Но внутри института мы стараемся обходиться без приборов. Почему? Чтобы не приучать людей к вот этой самой научной регистрации. Если у человека предсказания сбываются, то это научный факт. А то, что кто-то не может зарегистрировать его прибором, - проблема того человека.

В. Сейчас стало очень популярно такое: когда люди приобретают квартиру, машину, открывают новый офис, то одни приглашают священника, другие развешивают какие-то талисманы, амулеты, значение которых известно только им самим. Какой способ наиболее действенный?

Т. В принципе вполне нормально работает и то, и другое. Если человеку психологически удобнее позвать священника, то это вполне нормально. Но при этом можно и ошибиться. Представим себе, например, что мы набираем штат сотрудников исключительно из людей неверующих, но при этом позвали священника освятить офис. Естественно, в таком коллективе могут возникнуть проблемы. Священник-то придет - что б ему не прийти? Хе-хе!

В. Объясните мне, темному, в чем разница между талисманом, оберегом и амулетом?

Т. По сути это очень близкие понятия. Чаще всего, когда человек пользуется ими, то сам придает им те или иные особые характеристики. Но эти три понятия должны быть близки.

В. А можно ли сказать, что если человек верит в силу какого-нибудь предмета, то он становится талисманом, а если нет, то как ни старайся…

Т. Смысл вот в чем. Есть несколько групп талисманов. Одна – это когда мы сами для себя подбираем предмет либо изготавливаем его. Это классический способ. Считается, что если вы хотите иметь действительно рабочий талисман или оберег, то должны сделать его сами. При этом человек может сам интуитивно понять, как это делается. Далеко ходить не будем. Вот человек пошел, увидел фигурку слоника и понял: ну его это слоник, ну не может он без него. Если он его не возьмет, то все – жизнь кончилась… А может получиться и так, что этот талисман – только на определенный какой-то срок. Прошел этот срок – и талисман может в принципе начать работать в обратную сторону.

В. Это как?

Т. Фаза изменилась. Изменились интересы, общая среда, в которой человек находится. Что-то в самом человеке изменилось в связи с тем, что возникла какая-то критическая ситуация.

В. Наш второй гость тоже очень серьезно относится к талисманам: он их не признает. Это кандидат технических наук, публицист и борец с шарлатанством и мракобесием Петр Александрович Тревогин… Судя по аплодисментам, публика в нашей студии тоже не признает талисманов.

Тревогин. Я не предполагаю, а точно знаю, что мир управляется законами природы: законом Ома, уравнением Максвелла, законами термодинамики и т.д. Никакого сглаза, никаких разноцветных магий, черной, белой и т.д., не существует. Все это постыдные суеверия, которые за последние примерно 20 лет стали активно культивироваться в нашей стране. Происходит то, что я называю интеллектуальным геноцидом российского народа. Нас усердно превращают в племя первобытных дикарей.

В. А как Вы относитесь к предсказаниям Ванги, Нострадамуса, к тому, что предсказали Пушкину?

Тр. Что касается Нострадамуса, то вот недавно вышла моя книга «Академические мантии и шутовские колпаки. Заметки об астрологии и астрологах». В ней Нострадамусу посвящена целая отдельная глава. Не стоит он того ажиотажа, который вокруг него устроили.

В. Но тем не менее, у него же получилось предсказывать?

Тр. Не больше, чем, скажем, у Гейне, который в поэме «Германия. Зимняя сказка» «предсказал» возникновение, нарождение и крах фашизма. В аллегорической форме, как и у Нострадамуса. А откуда он взял этот прогноз? Ему богиня - покровительница г. Гамбурга якобы показала это будущее Германии… в ночном горшке Карла Великого. Неужели будем принимать это всерьез?

В. Значит, виноват не Нострадамус, а его толкователи? Скажите, а все ли маги и колдуны – шарлатаны?

Тр. Абсолютно. Без исключения. Вы спросили насчет Ванги. А знаете ли, что на нее работала спецслужба Болгарии, целая сеть осведомителей. Если к ней ехал какой-то «паломник», чтобы узнать свою судьбу, к нему подсаживалась какая-нибудь бабушка и начинала потихоньку выспрашивать. И к Ванге стекалась туча информации2.

В. Владимир Викторович, а на какие средства существует ваш институт?

Т. Институт сам себя в принципе вполне нормально обрабатывает. Все его проблемы решаются за счет того, что приносят слушатели. Сама группа, которая заинтересована, вкладывает свои деньги и покупает то, что дорого. Институт работает сам на себя.

В. А как Вы относитесь к объявлениям, которые заполонили нашу прессу: «верну мужа», «сниму сглаз», «приворот любимого», «отворот нелюбимого»?

Т. Я сам видел объявления в газете: «устраню конкурента», «уничтожу того-то» и т.д.. Здесь все очень просто, мы не знаем законодательства. Берется такое объявление и относится в прокуратуру. Уже за такое объявление человек подпадает под статью. К нему приходят и спрашивают: «Ты действительно это делаешь?» Он говорит: «Да» или: «Нет, я этого не делаю». Вот и отвечай за недобросовестную рекламу. Закон все очень четко толкует3.

В. У меня в семье был смертельно больной человек. Я перепробовал все объявления, мне было все равно, поможет это или нет…

Т. Могу привести такой случай. Когда петербургская ассоциация целителей четыре года назад наводила порядок, основным противником стал Комитет по здравоохранению4. Но когда людям из этого Комитета задали вопрос: «А если с кем-то из ваших любимых и близких случится беда и медицина не поможет, вы пойдете к шаману?», они отвечали: «Пойдем». Подавляющее большинство человечества – люди верующие. Но при этом атеисты кричат громче всех, что Бога нет. И общее впечатление, что их вроде бы больше.

Тр. Я к этому меньшинству или большинству не принадлежу. Я атеист, но не утверждаю, что Бога нет. У меня нет веры в отсутствие Бога, а есть отсутствие веры в Бога. Это разные вещи, порядок слов другой5.

1 Фактический руководитель незаконно юридически зарегистрированной так называемой «Профессиональной медицинской ассоциации народной медицины» (ПМАНМ), пользующейся своим статусом для легализации шарлатанской деятельности своих членов. Это его благодарила за «науку» бывшая медсестра Н.Л. Шарейко (см. статью «Как мы в Петербурге противостоим лжецелительству» на нашем сайте), которую он быстро обучил, как изображать из себя «ясновидящую». Еще бы не благодарить, ибо нетрудно представить, как резко возросло после этого ее благосостояние.

2 Сведения из интервью «Юрий Горный – человек из железа» (см. журнал Атеистического общества Москвы «Новый безбожник», №1, 2000), где этот человек, сам обладающий уникальными (но не сверхъестественными) способностями, рассказал следующее: «Что касается знаменитой бабки Ванги, якобы получавшей свои знания от бога», то ее «ясновидение» на самом деле обеспечивалось «ясновидением» спецслужб, как болгарских, так и нашего КГБ. Тогдашнему руководителю Болгарии Тодору Живкову было выгодно поддерживать этот миф, создававший в его стране такую мировую достопримечательность. Если бы вы приехали тогда в Болгарию к Ванге, вас никогда не провели бы к ней сразу, а записали бы на «прием», и за время, ему предшествующее, постарались бы разузнать о вас ту информацию, которую потом выдавала Ванга, потрясая наивных простачков. Неудивительно, что в последние годы жизни, когда при крахе коммунизма эта система сбора сведений тоже развалилась, Ванга внезапно «испортилась» и уже не могла сказать даже как зовут обращающегося к ней.

3 Лицемерные слова в устах того, кто сам нарушает закон и помогает делать это другим.

4 Увы, это не так. Руководители Комитета А.В. Каган, В.Е. Жолобов и др. стали услужливо подыгрывать ПМАНМ, щедро раздавая ее членам так называемые дипломы целителя и защищая их тем самым от контролирующих органов.

5 Строго говоря, здесь П.А. ближе к агностикам, чем к атеистам. Но это не мешает ему быть полноценным антиклерикалом, стойким борцом с охватывающим постсоветскую Россию мракобесием и оглуплением ее населения.

наверх