Светский характер школы необходимо сохранить!

От редактора сайта. Выступления на тему заголовка уже много раз звучали на нашем атеистическом по характеру сайте (см., например, http://humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000020 (а также 022, 041, 115, 118, 130, 134, 138, 153, 174, 195, 214, 223) и http://humanism.al.ru/ru/magazine.phtml?issue=2000.16-01 (а также 2003.29-02 и 2004.31-02). Их цель – противодействовать потенциальной угрозе попрания положений Конституции РФ о светском характере государственной системы образования. Сейчас, когда эта угроза обретает уже черты реальности, имеется гораздо большая потребность в предании гласности информации с мест о конкретных фактах таких нарушений, чем в очередных сентенциях об их недопустимости. Тем не менее, мы решили уступить настойчивой просьбе автора данной «теоретической» статьи о ее публикации, поскольку он считает, что высказывает в ней неординарные мысли. Так ли это, пусть судит читатель.

Попытки навязать преподавание в школе христианства или так называемой «православной культуры» в качестве обязательного предмета повторяются и будут повторяться еще не раз, так как религия очень полезна авторитарному государству. Поэтому весьма актуальна ведущаяся в последние годы борьба за сохранение светского характера школы.

Вот что сообщала газета «Комсомольская правда» 19 ноября 2002 г.:

«Министр образования России Владимир Филиппов разослал по местным управлениям образованием примерное содержание нового учебного предмета – «Православная культура». Предполагается, что школьники будут изучать его все 11 лет учебы… Минобр советует школам проводить «Православную культуру» в старшей и средней школе за счет часов выделяемых на «Обществознание», «Филологию», «Искусство». Причем, по мнению авторов документа, для предмета школам надо выделять самое меньшее 340 часов в течение 11 лет учебы. Идеальный же вариант, когда ребята учат «Православную культуру», ну никак не меньше 544 часов. Это больше, чем сейчас отводится на физику, химию…».

При этом изначально предполагалось преподавать этот предмет не факультативно, а в качестве обязательного. Нетрудно догадаться, что за названием «Православная культура» скрывается ни что иное, как «Закон Божий», то есть определенная религия.

Казалось бы, что плохого в том, что детей со школьной скамьи будут учить любить ближнего, как самого себя, не убивать, не красть и т.д.? Ведь это проверенный веками способ воспитания нравственности. Но в том-то и дело, что он несет с собою не только положительные, но и отрицательные эффекты. Так что же плохого в христианстве?

Христианская религия парализует волю людей к восстановлению справедливости, делает их социально-пассивными, не способными к активной гражданской, демократической позиции и борьбе за соблюдение прав человека, равнодушными к социальному прогрессу.

Наше время – время становления в России гражданского общества, но этому очень вредит внушение религией человеку, что такой мир, какой он видит сейчас – со многими сохраняющимися очевидными несправедливостями – создан так самим богом:

«Ибо Им (Богом) создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано». (Посл. Павла к Колоссянам, гл. 1, стих 16).

А раз так, то в этом мире ничего нельзя изменить, потому что:

«Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению;». (Новый Завет, посл. Павла к Римлянам, гл. 13, стихи 1–2).

Обязательное изучение в государственной школе «православной культуры», то есть замаскированной религии одной из конфессий христианства, противоречит Конституции РФ, ибо грубо нарушаются следующие ее статьи: 13-я («Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной…»), 14-я («Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной… Религиозные объединения отделены от государства…»), 28-я («Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания…») и 29-я («Каждому гарантируется свобода мысли и слова…»). Ни Министерство образования, ни лично министр, ни региональные власти не вправе их нарушать. В ст. 135 главы 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» однозначно говорится, что положения Конституции не могут быть пересмотрены даже Федеральным Собранием. Это возможно только путем созыва специального Конституционного Собрания.

«Православная культура» – это определенная идеология, и это не требует особых доказательств. Но если кто-то считает, что государственная идеология в России все-таки должна существовать, и 13-я статья ему не по нраву, то есть же еще и 14-я, говорящая именно о религии. Согласно ст. 28 гражданин имеет право на выбор не только любых религиозных, но и атеистических убеждений. А если в школе с малых лет будет преподаваться только какая-то одна религия, а не «Религиоведение», то какая уж тут свобода выбора?

Необходимо подчеркнуть, что в демократическом государстве у граждан должна быть воспитана и способность критически оценивать действия властей. Для этого необходимо со школьной скамьи развивать критический ум, формировать мировоззрение, вмещающее в себя как естественнонаучные знания, так и современные гуманистические и демократические принципы. А христианство воспитывает беспрекословное послушание любой власти и нетерпимость к инакомыслию.

Итак, никакую религию (или «православную культуру») нельзя вводить в государственной школе как обязательный предмет, ее изучение может быть только факультативным, добровольным. Но если зарплата учителям этого предмета выплачивается из госбюджета, т.е. за счет налогоплательщиков, то даже факультативное изучение какой-либо ОДНОЙ религии в стенах государственной школы является нарушением ст. 14. Ведь налогоплательщики-то могут иметь ДРУГУЮ веру или быть вообще АТЕИСТАМИ. А в этом случае получается, что государство оказывает предпочтение и покровительствует пропаганде одной определенной религии, превращая ее таким образом в государственную.

На мой взгляд, из ст.14 следует также, что государство не должно оказывать церкви и такую помощь, как предоставление помещений в принадлежащих ему образовательных учреждениях для ведения религиозной пропаганды в любой форме, включая обучение детей «православной культуре». Для своих «воскресных школ» церковь должна искать другие помещения.

Но вопреки Конституции РФ, Русская православная церковь и некоторые государственные деятели предпринимают энергичные шаги для внедрения в образование православной идеологии. При этом не составляет труда обнаружить, что представители церкви на факультативных занятиях не преподают только историю религии, критически переосмысливая ее роль в истории человечества, как это и должно быть в светской школе. Нет, они насаждают (и будут продолжать насаждать, если не воспрепятствовать этому) архаичные воззрения на человека, общество и природу, не считаясь с современными светскими гуманистическими принципами и идеалами, воззрения, не совместимые с научной картиной мира и современными демократическими представлениями.

В государственной школе вполне корректно преподавание только религиоведения, где не отдается предпочтения никакой определенной религии, а учащимся предоставляется возможность критически осмысливать роль разных религий в истории человечества и развитии человеческой личности. Это можно успешно делать и в рамках такого предмета, как «История».

Александр Ярославцев (Санкт-Петербург)

наверх