Суеверия непобедимы?

"Огонек", № 44, 2006

Даже образованные и, казалось бы, лишенные веры в иррациональное англичане постукивают по дереву, боясь сглазить удачу; опасаются смотреть на свою тень в лунную ночь, что, по поверью, предвещает скорую кончину; не раскрывают в доме зонтик и стараются не проходить под стремянкой. Немало и тех, кто верит, что во время Хэллоуина призраки и духи умерших действительно возвращаются к себе домой.

Профессор Бристольского университета Брюс Худ считает, что борьба ученых и просветителей с вековыми суевериями, с верой в оккультизм и магические явления абсолютно бессмысленна, ибо они обусловлены генетически. В докладе, который этот известный британский психолог прочитал на очередном ежегодном съезде Британской ассоциации науки, утверждается, что никакие рациональные разъяснения и доводы не могут заставить суеверных людей отказаться от своих представлений, так как они сами не способны их контролировать. "Существует два типа людей, - отмечает профессор Худ, - те, кто верит в сверхъестественное, и кто не верит, но тем не менее опасается его. Даже у нерелигиозного и в целом несуеверного человека сохраняется определенная форма веры в иррациональное". Свои доводы Брюс Худ подкрепляет результатами проведенных им экспериментов над самыми разными группами людей - разной образованности и различных профессий. По его словам, большинство людей без какого-либо рационального объяснения избегают вещей, которые ассоциируются для них со злом в самом широком смысле.

Однажды на своих лекциях в университете профессор Худ продемонстрировал довольно невзрачную куртку синего цвета с коричневыми пуговицами и пригласил любого человека из аудитории примерить ее за вознаграждение в 10 фунтов. Поднялось море рук желающих подработать. Однако затем профессор объяснил, что куртка некогда принадлежала знаменитому серийному убийце Фреду Уэсту. После этого почти все студенты опустили руки. На самом же деле куртка никогда не принадлежала преступнику.

Или другой эксперимент. Группе людей было предложено разрезать ножницами принадлежащие им фотографии, при этом их предупредили, что это может вызвать у них негативную эмоциональную реакцию. Лишенные, как они утверждали, суеверий и предрассудков владельцы фотографий уверяли экспериментаторов, что для них это не составит проблемы и никак не повлияет на их эмоции. Однако приборы, регистрировавшие эмоциональное состояние и связанное с ним потоотделение, зафиксировали, что, как только такому рационалисту попадалась фотография, имевшая для него какое-то персональное значение, происходил "эмоциональный взрыв", чего не было при разрезании безразличных для него фотографий. Бессознательно руководствуясь иррациональными побуждениями, утверждает Брюс Худ, люди связывали кусок картона с напечатанным на нем изображением.

В первобытных, архаических культурах это психическое явление лежит в основе тотемизма и веры в магические ритуалы.

"Если суеверия обусловлены генетически, то почему одни люди менее суеверны, чем другие?" - спросила я профессора Худа.

- Я вовсе не утверждаю, что сами суеверия обусловлены генетически. В своем докладе я говорю лишь о том, что генетически закреплен порождающий суеверия механизм нашего восприятия мира и что именно он и делает невозможной рациональную борьбу с верой в магическое. Младенец, появляясь на свет, пытается понять, как этот мир устроен. При этом ему приходится сталкиваться с вещами и явлениями, которые он не может видеть и осязать. Так, имея дело с физическими предметами, он вынужден думать об их весе или плотности. Такие вещи вы не можете непосредственно созерцать; для этого нужно подключить воображение или абстрактное мышление. Именно в раннем детстве происходит наш первый опыт столкновения с реально не существующими вещами. В своем докладе я отмечаю, что большинство детей младшего возраста считают, что способность видеть - это результат исходящей из глаза энергии. Но все мы понимаем, что такая энергия является частью физического мира, а не человека, и исходит не из глаза, а направлена в глаз, и что это и порождает сам процесс зрения. Однако дети в очень раннем возрасте считают, что это не так и что энергия исходит именно из глаза. Этот феномен лежит в основе магических верований. Многие суеверные взрослые также полагают, что нашими восприятиями и ощущениями руководит некая неконтролируемая нами сила. И это очень распространенное представление. Девять человек из десяти скажут, что иногда ощущают, что на них кто-то смотрит, даже когда ситуация исключает такую возможность.

Мы все, хотя и в разной мере, но подвержены чувству иррационального. Приведу пример. У многих из нас есть вещи, с которыми нас связывают какие-то сентиментальные воспоминания, скажем, обручальные кольца или подарки любимых. Не осознавая этого, мы полагаем, что эти вещи содержат внутри себя некую субстанцию, которая связана с их бывшими владельцами. И в этих случаях мы ведем себя так, будто это вещи обладают какими-то особым магическим свойством или качеством. Логика и рациональные доводы никогда не смогут погасить это эмоциональное ощущение.

- А не может ли быть, что в основе суеверий лежат какие-то рациональные причины? Можно ли допустить, к примеру, что это своего рода психический механизм защиты от страха смерти?

- Да, конечно. Думаю, что главный страх, который испытывает каждый человек, - это страх, вызванный перспективой смерти. И он оказывается огромным стимулом для веры в магические и оккультные явления. Если вы верите, что ваша жизнь не зависит от вашего тела и что ваш дух может существовать и после смерти, то это реально уменьшает, а иногда и подавляет этот страх. Такие люди верят, что наш разум и наша душа существуют независимо от мозга и что мы можем существовать за пределами тела. Именно это и является духовной основой веры в иррациональное.

Наталья Голицына

наверх