Атеизм в современной Германии
        От редактора сайта. Статья, написанная для «Новой энциклопедии атеизма» (The New Encyclopedia Of Unbelief), прислана нам активистом Гуманистического союза Германии Тибором Вогельзангом.

В современной Германии нет полного отделения церкви от государства, и разные религиозные конфессии имеют статус узаконенных. Министерство финансов собирает церковный налог и ежегодно выплачивает церквам около 7,5 млрд евро.

После 2-й Мировой войны возросло религиозно-идеологическое разнообразие. Ныне при общей численности населения 82.5 млн чел. в стране насчитывается:
- 26 млн протестантов,
- 26 млн католиков,
-3.2 млн мусульман,
- 1 млн православных,
- 0.2 млн иудеев,
- 0.15 млн буддистов,
- 0.1 млн индуистов,
- 0.5-0.85 млн членов других религиозных общин (в том числе 0.165 млн «свидетелей Иеговы»).

Официальное число людей, не принадлежащих ни к какой из перечисленных общин, оценивается приблизительно в 25 млн. Ныне такие люди довольно часто говорят о себе, что они принадлежат к «третьей деноминации». Хотя те из них, кто открыто называет себя атеистами, не составляют большинства, все же их доля довольно значительна, особенно в Восточной Германии (20%), где социологи говорят о «всенародном атеизме в четвертом поколении». В Западной Германии число граждан, не вовлеченных в религию, составляет 12%, в Восточной – 65-75%. Формальными членами церкви в Западной Германии являются 70% населения, в Восточной – 24%. Но, как показывает статистика, в Западной Германии еженедельно посещают церковь только около 15% населения, а в Восточной – около 3%. Последнее обследование показывает, что 7% населения полностью поддерживает гуманистические воззрения, не привязанные ни к какой религии, и еще 42% весьма склонны к этому. Число верующих среди молодежи имеет тенденцию к снижению. «Гражданской религии», такой, как в США, в Германии нет.

Хотя число организованных свободомыслящих снизилось, но благодаря увеличению числа граждан, не вовлеченных в религиозные конфессии, возросло предложение населению секулярных гуманистических услуг.

Сегодня членами различных объединений свободомыслящих, так называемого «общества философии жизни», являются от 20 до 50 тыс. чел. Так было и перед I-й Мировой войной. А в 20-е годы их численность достигала 1 млн чел. Первые демократические ассоциации были основаны за пять лет до Революции 1848-1849 гг. Это были диссиденты или ренегаты, которые объявили свое мышление свободным от религиозных догм. Усвоение идей Дарвина и Маркса привело к возникновению сначала либерального, а затем и социал-демократического Германского союза свободомыслящих (1881). Кроме того, существовали многочисленные культурные общества, сочувствовавшие различным аспектам программ своих современников в США в сфере секулярной духовности, моральных установок и образования. В 1933 г. большинство ассоциаций было запрещено и лишено собственности. Меньшая часть нерелигиозных граждан приняла расистскую концепцию фашизма, но свободомыслящие составили также и большую часть активных борцов движения Сопротивления. После 1945 г. под влиянием некоторых общественных и политических событий все ассоциации и общества свободомыслящих прекратили свою деятельность. Начиная с 1980 г., идет процесс их быстрого обособления. Разрушена связь с традиционными рабочими и либеральными партиями. Холодная война привела к расколу не только страны, но и организаций свободомыслящих. В бывшей ГДР специальной атеистической организации до 1988 г. не было, потому что атеизм и так был практически государственным мировоззрением (the nationalization of the freethinking philosophy). А на Западе ультралевое сектантство, охватившее движение свободомыслящих, свело последнее почти на нет, хотя чисто формально все организации, которые существовали в 20 гг. ХХ века, сохранились (правда, обособлено друг около друга).

В 1993 г. зародилась новая организация – Гуманистический союз Германии, (Humanistischer Verband Deutschlands), который предлагает населению различные услуги (социальную работу, детские дошкольные учреждения, курс этики в школах, молодежные праздники, секулярные похороны, вечера встреч для пожилых граждан, поддержание воли к жизни, добровольную эвтаназию и др.). Более того, Союз хочет связать теоретические и политические идеи атеизма с идеями либеральной и социальной демократии. Это успешно делается в Берлине и других больших городах Германии. В настоящее время Союз насчитывает около 10 тыс. членов.

Гуманистическая жизненная философия не должна интерпретироваться как вид религиозной веры. Большинство гуманистов склонны к «научной мировой философии». Воззрение гуманистов на современный мир и его обитателей лучше всего выражается словами: «равнодушие к какому бы то ни было Богу». Это означает:
- веру человека в собственное познание и эмпирическую науку,
- неприятие веры в искупление греха, возрождение и воскрешение из мертвых,
- уважение к уникальности отдельного человека и его правам,
- признание самоопределения в качестве высшей ценности,
- секуляризм во всех судебных разбирательствах,
- солидарность, терпимость и контакты с коллегами-гуманистами, а также - в качестве общего принципа – критическое мышление вместо слепой веры.

Хорст Грошопп, председатель Гуманистического союза Германии

Перевод с английского Г. Шевелева

наверх