Грамматика нравственности

Из http://old.lgz.ru/archives/html_arch/lg012005/Polosy/art12_2.htm

Надо посмотреть книгу для чтения «Грамматика нравственности» – в нашей школе появился этот новый предмет.

Вообще-то мне всегда казалось, что именно литература и есть тот самый предмет, который призван воспитывать учеников нравственными людьми. Литература перестала быть в этом плане достаточной? Или нравственность стала настолько сложной, что её надо специально преподавать?

Может быть, подумала я, как раз «Грамматика нравственности» поставит всё на свои места? Содержание книги для чтения радовало подбором произведений исключительной нравственной высоты. Почти успокоившись, я решила посмотреть вопросы, предлагаемые ученикам после первой же, открывающей книгу притчи Сухомлинского «Радость и горе». И тут меня ждала такая история: на узенькой дощечке через реку, на которой никак нельзя разойтись, встречаются два человека. У одного, в чёрной рубашке, – большое горе: умер сын, и поэтому он торопится. У второго, в белой, – большая радость: родился сын, и он тоже очень торопится. Проблема понятна: кто кому и почему должен уступить дорогу. Но ЗАДАНИЕ ученикам сформулировано более чем странно: «Закончите рассказ таким образом, чтобы у этой истории был счастливый конец…» Я задумалась, как это сделать? С человеком в белой рубашке получалось много вариантов. С человеком в чёрной – извините, ни одного. Наверное, я безнравственная, подумала я. Не могу придумать, как же сделать счастливым человека, у которого только что умер сын… Но что же предлагал учебник нравственности устами Сухомлинского? А вот что: «…Человек в белой рубашке повернулся и пошёл назад, уступив дорогу путнику в чёрной рубашке. Потому что радость всегда должна уступать место горю». Претензий к Сухомлинскому, конечно, быть не может. Он написал правильную притчу, и так она и должна была разрешиться.

Но позвольте, господа авторы учебника Э.П. Козлов и Е.С. Корольков из Института общего и среднего образования Российской академии образования, спросить вас, какой же счастливый конец вы тут усмотрели? Нравственность без ясности мой интерес к этому предмету только подогрела, и я решила узнать, а что, собственно, думает по этому поводу наша родная школа? Школа наша – обычная, но в ней есть гимназические классы (классы «А» с 1-го по 11-й) с гуманитарным уклоном. Вот в 8-м «А» и учится мой отпрыск. И у него есть уроки по упомянутой грамматике нравственности.

Недавно выкопала среди кучи бумаг на столе сына двойной листочек с названием «Что такое нравственность?» Текст состоял из нескольких простеньких предложений! Половина этих предложений была элементарно списана из толкового словаря. Мой сын «думает» о нравственности не головой, а толковым словарём?

И вот наступило время для ответов на мои вопросы… Родительское собрание. Сначала – пара вводных фраз классной руководительницы о том, какие наши дети самостоятельные и вообще – личности!

Личности. Хорошее слово. Думаю, как раз вопрос о нравственности пора поднять.

– Вот, – говорю, – новый предмет у нас – нравственность. Хоть какие-то критерии выставления оценок по этому предмету есть?

Ответ поверг в шок не только меня:

– Есть! – бодро ответила классная. – Вот они недавно написали некоторые свои мысли о том, кого можно считать нравственным человеком. Кто много написал, тот «пять» получил, кто мало – тот «четыре». А «тройки» – у тех, кто тему не раскрыл…

Приехали…

– Почему же им по нравственности оценки ставят за количество написанного, если вы – учительница литературы – их не учите писать сочинения?! Ведь восьмой класс!

Тут меня поддержали другие родители, хором возроптав, что действительно писать сочинения детей не учат.

– Успокойтесь, – сверкнула глазами классная, – мы начнём заниматься сочинениями в 9-м классе: пойдёт разбор и анализ образов… А нравственность – это просто экспериментальный предмет…

Что ж, давайте в 9-м классе рванём с места в карьер и понапишем шикарных сочинений «про образы»… Вот только беда: а не спишем ли мы их из облюбованного старшеклассниками Интернета? Ведь согласно эксперименту ничего безнравственного в этом (по существу – в лени и обмане!) не обнаружится, ибо количество-то написанного будет – о-го-го!

Надежда Прошкина

наверх