Столкновение мнений

http://www.poisknews.ru/2008/03/28/stolknovenie_mnenijj.html

Ученые пишут сразу двум президентам

Сочинение петиций - дело далекое от научной работы, но события последних месяцев вынуждают уделять ему время. 14 февраля агентство “Интерфакс” опубликовало ”Обращение 227 докторов и кандидатов наук к Президенту РФ в связи с введением ученых степеней по теологии и преподаванием в школах дисциплин о религиях” (www.interfax-religion.ru/orthodoxy/print.php?act=documents& id=716), призывающее главу государства способствовать введению школьного предмета “Основы православной культуры” и ученых степеней по теологии.

“Письмо 227” интенсивно обсуждалось в “Живом журнале” (opk-letter.livejournal.com/776.html?mode=reply), на сайте scientific.ru, да и просто в разговорах с коллегами. Многих из нас оно задело не столько из-за содержавшихся в нем идей и не из-за того агрессивного тона, которым они изложены, сколько из-за возможности неверных трактовок самой этой акции. Нас очень беспокоит опасность того, что “письмо 227” будет воспринято как выражение мнения всего научного сообщества, в том числе и нашего мнения. В нынешней обстановке общей неопределенности, при двусмысленной позиции Министерства образования и науки по поводу введения ОПК и ученых степеней по теологии, в отсутствие четко заявленного мнения государственных академий наук по этой проблеме такая опасность вполне реальна.

Прошедшие обсуждения ясно показали, что значительная часть научного сообщества не разделяет точку зрения 227 кандидатов и докторов наук, изложенную в их письме. Многие ученые серьезно обеспокоены продолжающейся клерикализацией нашего общества, то есть вмешательством религиозных организаций в те сферы общественной жизни, которые лежат вне их законной компетенции. Чтобы выразить нашу обеспокоенность, мы подготовили свое письмо президенту, которое приводится ниже. Наше письмо не направлено против православия или какой-либо иной конфессии: среди четырех его авторов есть и атеисты, и православные, и мы с уважением относимся к мировоззрению друг друга. Мы, однако, сходимся во мнении, что Россия должна оставаться светским государством, а религия - частным делом ее граждан.

Под обращением уже стоят подписи более 1000 кандидатов и докторов наук из 66 городов России; его поддержали и более 400 наших соотечественников, не имеющих ученых степеней. Сбор подписей продолжается. Письмо может подписать любой гражданин России, работающий в сфере науки и образования. Для этого надо сообщить по электронной почте (opk.letter@gmail.ru) или в “Живой журнал” (opk-letter.livejournal.com/776.html?mode=reply) свою фамилию, имя и отчество, ученую степень и звание, город, учреждение и должность; желательно также указать какие-либо контактные данные (телефон или адрес электронной почты). В одном электронном письме или ЖЖ-сообщении могут содержаться данные нескольких человек, которые прочитали письмо и согласны с его содержанием. В скором будущем письмо будет отправлено адресату, однако сбор подписей будет продолжаться.

Алексей Иванов, к.г.-м.н., Институт
земной коры СО РАН, Иркутск;

Евгений Онищенко, м.н.с.,
Физический институт
им. П.Н.Лебедева РАН, Москва;

Михаил Гельфанд, д.б.н.,
Институт проблем передачи информации
им. А.А.Харкевича РАН, Москва;

Алексей Оскольский, к.б.н.,
Ботанический институт
им. В.Л.Комарова РАН, Санкт-Петербург.

Открытое письмо научных сотрудников Президенту Российской Федерации

Глубокоуважаемый господин Президент!

В последние месяцы общественная полемика относительно возможности преподавания в школе курса “Основы православной культуры” (ОПК) стала особенно острой. С одной стороны, против введения такого курса в школе выступил ряд крупнейших российских ученых, в частности десять академиков, среди которых - два нобелевских лауреата. С другой стороны, иерархи Русской Православной церкви активизировали свои попытки убедить правительство в необходимости скорейшего введения в школах курса ОПК. Так, в январе на Рождественских чтениях в Кремле митрополит Калужский и Боровский Климент сказал: “Мы повторяем просьбу миллионов людей включить в новый стандарт новую образовательную область, в рамках которой дети из православных семей могли бы изучать православную духовно-нравственную культуру, чтобы этот предмет входил в основную программу и охватывал весь период школьного обучения с 1 по 11 класс”. Министерство образования и науки, до недавнего времени сдержанно относившееся к идее преподавания ОПК, пошло на уступки и одобрило разработанную РПЦ концепцию создания учебного плана “Духовно-нравственная культура”. Однако кампания в поддержку ОПК не прекращается, и 14 февраля было опубликовано обращение 227 кандидатов и докторов наук к Президенту России. Помимо высказываний в пользу введения ОПК в этом обращении также предлагается ввести в государственной системе аттестации научных работников ученые степени кандидата и доктора теологии с разрешением ВАК создания диссертационных советов для защиты диссертаций на соискание указанных ученых степеней и последующей выдачей дипломов государственного образца.

Значительное число подписавших это письмо кандидатов и докторов наук может создать ложное впечатление, что научная общественность поддерживает введение курса ОПК в общеобразовательных школах и приравнивание теологии к иным наукам. В связи с этим мы считаем необходимым высказать свою позицию.

1. Преподавание в государственных школах религиозных дисциплин противоречит статье 14 Конституции РФ, устанавливающей, что Россия является светским государством. Несмотря на многочисленные декларации о светском и “культурологическом” характере курса ОПК, фактически этот предмет является религиозным и вводится в целях катехизации школьников. Об этом свидетельствуют как его содержание (о котором мы можем судить, например, по циклу учебных пособий А.В.Бородиной), так и официальные документы РПЦ. В частности, в письме патриарха Алексия II №5925 от 9 декабря 1999 года сказано: “Если встретятся трудности с преподаванием основ православного вероучения, назвать курс “Основы православной культуры”.

2. Преподавание в государственной школе основ вероучения той конфессии, которая традиционно преобладает в данном регионе, неизбежно приведет к понижению социального статуса учащихся, имеющих иное вероисповедание или мировоззрение. Уже сейчас есть примеры того, как на детей из семей представителей религиозных меньшинств или атеистов оказывается недопустимое давление со стороны учителей и сверстников. Повсеместное введение в школьную программу ОПК или подобных дисциплин, связанных с другими религиями, неизбежно приведет к усилению межконфессиональной разобщенности, создавая питательную среду для экстремизма.

3. Существующие негосударственные религиозные учебные заведения (воскресные школы, духовные академии, медресе и т.д.) обеспечивают потребность в религиозном образовании для тех, кто в этом нуждается, не вступая в противоречие с Конституцией РФ и не создавая источника напряженности в обществе. Cогласно социологическим опросам, в современном российском обществе лишь небольшая часть людей, называющих себя верующими, регулярно участвует в религиозной жизни в соответствии с установками своей конфессии. В такой ситуации обязательное преподавание религиозных дисциплин в государственных общеобразовательных школах будет способствовать не нравственному воспитанию, а, напротив, еще большему распространению лицемерия, конформизма и духовного релятивизма в обществе. Об этом же свидетельствует опыт преподавания Закона Божия в царской России.

4. Нельзя согласиться с предложениями о введении утверждаемых Высшей аттестационной комиссией (ВАК) степеней кандидата и доктора теологии и о создании факультетов теологии в государственных университетах. Если понимать теологию как светскую научную дисциплину, то в списке специальностей ВАК уже существует специальность “09.00.13 Философия и история религии, философская антропология, философия культуры”, которая позволяет получать степени кандидата и доктора философских наук за работы по религиоведению. Кроме того, исследования различных аспектов религии могут быть основанием для присуждения ученых степеней по истории, социологии, филологии, искусствоведению и другим наукам. Если же понимать под термином “теология” богословие, то есть дисциплину, в основе которой лежит вероучение определенной религиозной конфессии, то ее введение в систему государственной аттестации научных кадров будет означать признание системы религиозных догматов на государственном уровне, что опять же противоречит Конституции РФ. Ссылки на Болонский процесс, приводимые в качестве довода за введение теологии в номенклатуру ВАК, при этом неуместны: в отличие от России в других странах - участницах Болонского соглашения нет системы государственной аттестации, а ученые степени присуждаются конкретным университетом или иным учебным заведением.

В “письме 227” противники создания государственной системы религиозного образования обвиняются в “обскурантизме и нигилизме”, в расчистке “дороги для навязывания собственных религиозных или идеологических доктрин”, в нетерпимом отношении “к Русской Православной церкви, православному христианству, православным верующим”, их называют “воинствующими атеистами и ненавистниками России”. Это не просто показывает уровень полемики - это показывает, на каком уровне и в каком стиле будет вестись преподавание ОПК в государственных школах и теологии в государственных вузах, если решение об этом будет принято в сегодняшней ситуации. Это приведет к расколу страны по конфессиональному признаку, чего нельзя допустить.

Мы призываем Вас выполнить свой долг гаранта Конституции и поддержать усилия Министерства образования и науки по сохранению светского характера государственного школьного и высшего образования в России.

Регулярно обновляемый список подписавшихся ведется на сайте scientific.ru: www.scientific.ru/doska/opk-list.rtf.

От редакции газеты "Поиск"

Итак, ученые опять спорят, что вполне нормально. Да и тема, безусловно, того стоит. Однако настораживает то, что в пылу дискуссии ее участники порой грешат. Против истины.

В опубликованном выше открытом письме президенту, например, утверждается, что Минобрнауки “одобрило разработанную РПЦ концепцию создания учебного плана “Духовно-нравственная культура”. Такой вывод авторы, видимо, сделали из выступления А.Фурсенко на XVI Международных Рождественских чтениях “Православные ценности и современное образование”. Но ведь на самом деле министр сказал другое: концепция “направлена в Российскую академию образования для использования при разработке новых стандартов”. То есть об одобрении министерства и речи-то не было!

Как ни странно, в том же письме “антиклерикалов” говорится об усилиях Минобрнауки “по сохранению светского характера государственного школьного и высшего образования в России”. Не противоречит ли сей тезис предыдущему? С нашей точки зрения, противоречит. И главное: какие именно “усилия” Минобрнауки имеются в виду?

Упомянутое выступление А.Фурсенко на Рождественских чтениях, полное реверансов в сторону РПЦ, свидетельствует, на наш взгляд, об отчаянных попытках министерства уйти от конкретных решений, одновременно угодить обеим противоборствующим сторонам, усидеть на двух стульях сразу. Оно и понятно. Православная церковь в последние годы крепко дружит с высшими руководителями государства, а те, соответственно, с ней. С другой стороны, и Конституцию никто не отменял. Классический сценарий с молотом и наковальней, между которыми оказалось многострадальное Минобрнауки.

Уверены: все это прекрасно понимает большинство участников долгоиграющей дискуссии. Потому и обращается не куда-нибудь, а в Кремль. Там сейчас в наличии сразу два президента. Кто-нибудь, глядишь, рассудит.

наверх