Б.Я. Пукшанский. Почему мы верим в чудеса?
(радио "Петербург" 23.02.00)

У микрофона философ Б.Я. Пукшанский, 23.02.2000

Почему мы верим в чудеса?

Пукшанский. Почему мы верим в чудеса? Я бы даже сказал – почему мы до сих пор продолжаем верить в чудеса? Буквально сегодня я услыхал по петербургскому радио о еще одном, новом для меня «чуде». Сообщили, что дата Дня защитника Отечества, который мы отмечали вчера, 23 февраля, выбрана, оказывается, очень удачно с точки зрения положения на небосводе какой-то далекой от нас звезды и, видимо, не без её влияния. Так считает известный астролог Тамара Глоба. Так что у нас уже есть некоторый повод для размышлений на эту тему.

Ведущий передачи А. Фёдоров: Ну что ж, притяжение Луны, изменения звезд всё-таки как-то влияют на жизнь человека.

П. Да, конечно, видимо, влияют. Но всё зависит от того, как мы к этому готовы подойти, какое дать объяснение. Позволю себе для начала сослаться на интересную статью, опубликованную недавно в петербургской газете «Час пик» под названием «Сибирский квадрат или о том, почему нынешний студент верит в чудо, а не в науку». В ней говорилось, что группа местных психологов провела опрос студентов, где среди прочих был поставлен вопрос: «Верите ли вы в чудеса, происходящие в «сибирском квадрате»?» Никаких дополнительных сведений о таинственном «квадрате» не давалось и даже рекомендовалось тем, кто слышит о нём впервые, отвечать на вопрос отрицательно. И тем не менее 23% опрошенных ответили, что верят в эти самые чудеса. Между тем, «сибирский квадрат» – чистая выдумка организаторов опроса. Никто о нём раньше ни говорил, ни писал. Вывод напрашивается сам собой. Почти четверть юношей и девушек, получающих высшее образование, проявила готовность верить в любые чудеса изначально, не требуя никаких доказательств. А социологическое исследование, проведенное среди студентов одного из технических университетов нашего города, показало, что 75% из них верят в астрологию, 63% - в магию, 71% - в «пришельцев», 64% - в «бермудский треугольник», 39% - в общение с духами и т.д. Более того, как сказали многие студенты, всё научное вызывает у них чувство скуки и раздражения. Есть над чем задуматься!

Ф. Но вообще ведь не только студенты, наверное, а очень много людей верит во что-то сверхъестественное, в какую-то высшую справедливость. Человек как-то сверяет свои поступки с тем, что есть Нечто, которое сверху, и каждому «воздастся». Понимаете, ведь всё это не просто так.

П. Самое интересное, что вера в чудеса стала общей модой не только у студентов и, тем более, не только у людей малообразованных, но и у людей с высшим образованием: инженеров, учителей, врачей, научных работников и т.д. В чём тут причины? Они очень разнообразны. Попробуем выделить главные. Во-первых, это причины психологические, о которых сказали Вы. Это стремление людей выйти за пределы обыденности, привычности, прочувствовать что-то новое, яркое, возбуждающее, интересное. Вот недавно вышла в русском переводе книга известного американского философа Пола Куртца, которая так и называется «Искушение потусторонним», и речь в ней идет действительно о соблазне, которому часто не могут противостоять люди как необразованные, так и высокообразованные и даже некоторые учёные.

Ф. Кстати, вот Вы возглавляете кафедру философии в Горном институте. У горняков, как и у некоторых других профессиональных категорий населения, например, летчиков, моряков, представителей других опасных профессий тоже есть какие-то свои причуды и верования. Это, с Вашей точки зрения, откуда идет?

П. Это, конечно, не случайно, а одна из наиболее глубоких причин веры в чудеса. Действительно, наиболее склонны к такого рода верованиям люди, труд которых связан с опасностью и риском. Кроме летчиков и моряков, это и космонавты, и охотники, и люди, исход деятельности которых не может быть заранее точно предсказан: спортсмены, участники азартных игр, бизнесмены и т.п. Это связано с тем, что человек надеется путем веры в иррациональное как-то обезопасить себя, сохранить в сложной непредсказуемой ситуации свою жизнь, здоровье, обеспечить успех предстоящих действий. Так что этот момент безусловно имеет место. Почему он до сих пор сохранился? Видимо, человеку, его психике свойственны некоторые элементы мистического мышления. Они идут, наверное, еще из древних мифологических верований. Проводились опыты с детьми, и оказалось, что даже в 5-летнем возрасте у них сочетаются элементы рационального и мистического мышления. И замечено, что если в процессе эксперимента возникают элементы успеха, то мистическое мышление сильно возрастает. Это сохраняется в людях и с возрастом, и тут нет, видимо, ничего удивительного.

Радиослушатель: Каждый день после 15 часов передают «Радио «Визит». Выступает какой-то доктор-парапсихолог и все время пропагандирует амулеты, монмандулы какие-то ставит. Колдуны заговаривают двери, чтобы никто не проник…

Ф. Извините, пожалуйста. Мы к «Радио «Визит» не имеем никакого отношения. Наше радио называется по-другому – «Радио «Петербург». Так что, если у Вас есть какие-то вопросы к «Радио «Визит», то обращайтесь к ним. Мы не будем комментировать работу наших коллег. Я думаю, что это рекламные передачи, которые они ведут в своём эфире.

Второй радиослушатель: Вообще-то во всех этих магов и колдунов я не особо верю. Но вот сегодня рано утром я иду по пути на работу к метро «Озерки». И там небо такое раннее, звезды, и где-то далеко всходит солнце. А одна звезда яркая где-то на востоке, может быть немного южнее. Я подумала даже, что это Венера. Громадная яркая звезда. И вот прямо у меня на глазах, буквально за какие-то 2-3 секунды она стала уменьшаться, уменьшилась в очень маленькую точку и вообще исчезла. А вообще-то со зрением у меня всё нормально.

Ф. Понятно. Лично моё мнение, что Вы просто заметили спутник, который шёл по своей орбите. Он на таком небе, на небосводе, когда был подсвечен восходящим солнцем, был ярко заметен. Потом солнце всходит или он уходит по своей траектории туда дальше, и такая яркая звезда исчезает. Мне так кажется.

Третий радиослушатель: Почему мы сейчас во всех средствах массовой информации, по радио, телевидению, в газетах опять вдаемся в крайность? Теперь на первом месте религия, религиозное воспитание, а атеизма не стало. А именно религиозность в конечном итоге приводит к различным формам суеверий.

Ф. Хороший вопрос, который, наверное, на устах у очень многих. Поймите, мы не боремся в наших программах ни с одной из религий, которые существуют. Дело каждого человека – верить во что-либо или не верить ни во что. Это записано, кстати, в нашей Конституции. Тут всё совершенно чётко. А сегодня мы говорим просто о вере в чудеса.

П. Я думаю, что этот звонок радиослушателя правильно отражает ситуацию. Сейчас действительно очень много пишут о разного рода мистических, оккультных явлениях, о религиозных проблемах и т.д. И, к сожалению, мало, по крайней мере в СМИ, пишут о рациональных, научных формах миропонимания. Это создает, конечно, определенные трудности, деформирует сознание людей. В целом это, видимо, нездоровый элемент в развитии общественного сознания: такая его массовая иррационализация и мистификация негативно отражается на взглядах людей, на их миропонимании. Вообще надо сказать, что вопрос о вере в чудеса, религиозной вере, конечно сложный. Есть определенное число людей, которые всегда верили и будут верить в чудеса по собственному складу характера, мышления, что бы ни говорили и ни писали об этом другие. Есть также определённое число людей, которые никогда не будут верить в чудеса, опять же по собственному складу мышления. Но есть, и это, видимо, большая часть людей, которые верят или не верят в зависимости от того, как их просвещают, чему учат. И наш разговор обращен прежде всего именно к этой категории, которая может через просвещение, образование, знание как-то более сознательно сориентироваться в этих вопросах.

Ф. А мне кажется, что бум веры в сверхъестественное, антинаучное – от того, что запретный плод всегда сладок. Раньше всё это было под запретом, но вдруг разрешили, и все СМИ мигом преобразились. Рекомендации астрологов не сходят с газетных полос, и этими советами руководствуются не только домохозяйки и бизнесмены, но и государственные мужи. Всё построено теперь именно на этом. А здравый голос учёного как-то просто пропал в наше время.

П. Да, совершенно верно. Такая массовая подача этой информации определенным образом сформировала в последние годы общественное сознание. Но необходимо понять, почему на неё есть спрос. Мы уже говорили о том, что многие люди склонны принимать мифологические, мистические представления потому, что они в известной мере интереснее, увлекательнее, менее обыденны. А с другой стороны они более просты и универсальны. Почему, например, многие увлекаются всякого рода медицинскими рекомендациями на уровне чудес или получудес? Именно потому, что они намного проще и универсальнее. В самом деле, появляется некий «целитель» и говорит, что его лекарство лечит от всех болезней и больной поправится буквально через несколько недель. Естественно, что каждому хочется решить проблемы своего здоровья быстро и без труда.

Четвертый радиослушатель: Я живу на Комендантском проспекте, 29, квартира 326, зовут меня Нина Викторовна. Я старенькая женщина. Вот. И ко мне люди ходят через стены. Скажите, это чудо или не чудо?

Ф. Поняли Вас, Нина Викторовна. Это - чудо. Самое главное, к этому надо относиться спокойно. Ну раз ходят через стены, значит, ходят. Такое бывает. А что Вы ответите нашей слушательнице?

П. Я думаю, это, конечно, чудо. Ха-ха-ха! Ему даже название есть – полтергейст. Говоря о вере в чудеса, необходимо отметить еще один очень важный момент. Ведь кто всё-таки в большей мере склонен к верованиям? Не секрет, что меньше всего в астрологию верят астрономы, в чудо-целителей – профессиональные врачи, в парапсихологию – профессиональные психологи и т.д. И это, конечно, не случайно. Дело в том, что вера в чудеса связана еще и с некомпетентностью людей. Поэтому повышение уровня образования, компетентности, знаний безусловно снижает веру в чудеса. Обратите внимание – почти все статьи в печати и передачи о чудесах идут под рубрикой «Непознанное». Именно на уровне непознанного и возникает у людей потребность и возможность мистически истолковывать разные вещи. Важно понимать, что грамотное отношение к непознанному, к незнанию – это чрезвычайно важный момент для того, чтобы нормально и грамотно относиться к чудесам.

Ф. Подведем итог сегодняшнему разговору. Итак, верить в чудеса или не верить? Ваша точка зрения?

П. Лучше, конечно, в них не верить или верить поменьше. Но уж если кому без них никак не прожить, то лучше относиться к ним с достаточной долей юмора и не принимать всерьёз.

Ведущий передач - радиожурналист А.Б. Федоров.

наверх