Явление "православного естествознания" в России
N 16, 2000 г.

Российская педагогическая мысль сподобилась великой милости - книги священника Тимофея "Православное мировоззрение и современное естествознание". Более убедительное и наглядное свидетельство предельной деградации педагогической литературы придумать трудно. Свящ. Тимофей берется судить науку. Не он первый, разумеется, не он и последний. Используемые им методы дискредитации естествознания также типичны. Так что в издании его опуса не было бы большой беды, не будь он адресован юношеству - ученикам средних школ. А это уже грозит катастрофой, если мировоззрение нашего подрастающего поколения будет определяться инсинуациями свящ. Тимофея. Поэтому здравомыслящий читатель, надеюсь, поймет, что именно заставило меня взяться за крайне неблагодарный и, говоря откровенно, пренеприятнейший труд - подвергнуть вышеупомянутое творение свящ. Тимофея исследованию с позиций ненавистного ему логического анализа.

В чем состоит пафос и общий смысл суждений свящ. Тимофея? В том, что данные науки, касающиеся эволюции Вселенной, солнечной системы, планеты Земля, органической жизни и человека ошибочно истолковываются теми, кто их "добывает". В чем ошибка? В их противоречии библейской версии "сотворения" всего сущего, что, с точки зрения свящ. Тимофея, недопустимо. Потому и настаивает он на своей, "правильной", интерпретации фактов, которая, дескать, согласуется с Библией.

Прежде всего, попытаемся обозреть, что с чем пытается сопоставить, что собирается класть на чаши весов истины этот поборник веры. На одной чаше мы увидим Эверест данных прямых и косвенных экспериментов, наблюдений, оценок, расчетов и иной, тысячекратно проведенной и постоянно перепроверяемой информации, накопленной трудами и наблюдениями нескольких поколений физиков и астрономов, химиков и геологов, биологов и генетиков, магнитологов и палеонтологов, вооруженных чувствительнейшими приборами, тончайшими методами анализа, мощнейшими вычислительными средствами.

На другой чаше - крохотный, едва различимый холмик - 9 глав первой книги Ветхого Завета, умещающихся на восьми страницах его канонического издания. Книга была составлена, как признает сам свящ. Тимофей, 2,5 - 3,0 тыс. лет назад. Кем? - неведомо никому. Одно можно сказать определенно: составители были людьми, надо полагать, умными, но, увы, глубоко невежественными, что, в общем-то, неудивительно.

Понимая, что ждать от той эпохи каких-то надежных и значимых для современности знаний было бы опрометчиво, свящ. Тимофей спешит, тем не менее, сообщить нам благую весть. Оказывается, некоторые просвещенные представители древних цивилизаций "умели возводить числа в степени и извлекать квадратные и кубические корни" (стр. 151). К сожалению, этого умения слишком мало для того, чтобы претендовать на знание того, как устроен наш мир. Азами алгебры владеют нынче школьники средних классов. Но, следуя логике свящ. Тимофея, должно признать, что вольные сочинения на тему "Бытия" более достоверны, чем непростительно строгие теории зрелых ученых мужей.

Далее, за многие века и тысячелетия своего существования религия не стимулировала ни одного научного открытия, не подвигла любознательных к раскрытию хотя бы одной тайны бытия природы. Религию не интересуют подобные "мелочи жизни". А что наука? Теории Дарвина около полутора веков. Возраст современной космологии и генетики не превышает одной сотни лет. Столь же юны, по историческим меркам, ядерная физика и органическая химия. Тем не менее, даже за столь поразительно короткий отрезок времени естествознанию удалось постичь столько нового и продвинуться так далеко, что его открытия перевернули большинство наших прежних, теперь уже очевидно наивных, представлений об окружающем мире. Удивительно ли, что они вошли при этом... в противоречие с Библией?

Что остается делать верующим ортодоксам? Само собой - переходить в контрнаступление. И вот науке вменяют в вину то, что:

- она не в состоянии пояснить, откуда берутся "идеи, по которым организована материя" (стр. 8),

- достоверность некоторых выявленных фактов или их трактовок все еще сомнительна,

- точность ряда методов анализа (в частности, калий-аргоновый метод датировки) еще явно неудовлетворительна.

На этот выпад естествознание отвечает следующим образом:

- наука не берется судить о том, откуда берутся законы природы. Она лишь изучает, как устроен мир благодаря этим законам*,

- тот факт, что наука ставит перед собой задачу проверки истинности собственных положений, служит залогом того, что мощные суждения и представления рано или поздно будут уточнены или даже отвергнуты и заменены более точными и глубокими, и это является ярким свидетельством самоочищения науки от заблуждений (ничего даже отдаленно схожего нет в религии, сердце которой - неизменный, неподвижный догмат),

- некоторые методы исследований, которыми пользуется наука, еще несовершенны. Но разве совершенен бог, творящий дураков и прохиндеев?

Кстати говоря, если в отношении прогресса в области техники и технологии эксперимента мы вполне можем быть оптимистами, то рассчитывать на скорое сокращение числа дураков и прохиндеев, похоже, не приходится.

У людей, одинаково далеких как от науки, так и от религиозной ортодоксии, может возникнуть вопрос: почему так бесплодна и бессильна Библия, которая, несмотря на свое более чем двухтысячелетнее существование, так и не сумела научить людей добру и социальной справедливости, не говоря уж об овладении ими стихийными силами природы. И напротив, поражает плодотворность естествознания, которое многократно моложе религии.

Дело в том, что наука опирается на мощнейший фундамент - на признание существования независимых от чьей бы то ни было воли объективных и познаваемых законов природы, которые никем не могут быть ни нарушены, ни изменены ни при каких обстоятельствах.

Библия же признает возможность вольно обращаться с законами природы, произвольно внося в них коррективы, ибо "Сам Законодатель остается превыше этих законов. Как сам мир сотворен не по этим законам, а вопреки им, так и после сотворения мира, по-особому действия Божию возможно частное изменение этих законов" (стр. 168). Мало того, Библия полагается и на помощь чуда. "Кто сотворил это чудо (возникновение мира - Г.Г.), тот легко может сотворить чудо меньшее. Поэтому с фактом чуда у нас не должно быть серьезного логического затруднения", - уверяет нас свящ. Тимофей (стр. 169).

Казалось бы, такая неслыханная свобода действий должна обеспечивать религии колоссальное преимущество перед наукой. Как если бы мы имели случай, когда на борцовском ковре сходятся соперники, одного из которых обязали бы строго следовать правилам классической греко-римской борьбы, а другому разрешали применять любые приемы, вплоть до приемов каратэ. Или как если бы одному из шахматистов позволили использовать пешки в качестве ферзей. Исход схватки в обоих случаях можно было бы считать предрешенным, не так ли? В спорте - да, в споре за истину между наукой и религией, как выяснилось, - нет!

Для доказательства чрезвычайно вольного обращения с фактами, которое позволяет себе свящ. Тимофей, приведу несколько примеров, касающихся проблемы возраста Земли.

Свидетельства молодого возраста Земли

Согласно Библии Земля и Вселенная были созданы шесть-семь тысяч лет назад*. Геологи утверждают, что Земля существует четыре-пять миллиардов лет. Чем объяснить расхождение между цифрами в миллион раз!? Для свящ. Тимофея сомнений нет - ошибается наука. Что укрепляет его в этой вере?

Во-первых, возраст океанов и континентов. По его оценкам "вся существующая ныне на земле вода должна была скопиться за 350.000.000 лет..., а вся земная кора должна была сформироваться не более, чем за 500.000.000 лет" (стр. 63).

Во-вторых, магнитное поле земли. Скорость его нынешнего уменьшения такова, что "10000 лет назад оно должно было быть столь велико, что жизнь на такой планете была бы невозможна" (стр. 64).

В-третьих, атмосферный гелий. Из-за распада урана в атмосферу выделяется гелий. За миллиарды лет существования Земли, гелия в ее атмосфере должно было бы скопиться в 100000 раз больше, чем его есть на самом деле (стр. 65).

Как же можно прокомментировать возражения свящ. Тимофея против долгого периода существования Земли?

Первое - 350-500 млн. лет, которые он сам отвел на образование океанов и континентов гораздо ближе к 4-5 миллиардам, чем к 5-7 тысячам.

Второе - магнитное поле земли пульсирует с периодом 8-12 тыс. лет. Эта цикличность прослеживается на интервалах в десятки и тысячи миллионов лет и совершенно не смущает магнитологов и полеомагнитологов.

Третье - известно, что нынешний состав земной атмосферы, богатый кислородом, сформировался благодаря жизнедеятельности простейших одноклеточных (сине-зеленых водорослей и цианобактерий). В первичной же атмосфере преобладали водород и гелий, аммиак и метан, углекислый газ и пары воды. Процесс превращения первичной атмосферы во вторичную занял, как минимум, 2 млрд. лет. В течение этого времени содержание аммиака, метана и углекислого газа неуклонно снижалось, а водород и гелий, как наиболее легкие компоненты, улетучились почти вовсе.

Спрашивается, какие основания у свящ. Тимофея сомневаться в выводах науки? Их не видно, по крайней мере, в том, что касается возраста Земли. Тогда, может быть, существуют аргументы в пользу "молодости" солнечной системы? В арсенале свящ. Тимофея нашлись и такие доводы. Вот они.

Свидетельства молодого возраста солнечной системы

Первое - время жизни комет, которые испаряются за период от десятков тысяч до "миллиона лет" (стр. 48).

Второе - скорость удаления Луны от Земли, составляющая примерно 5 см в год. "Два миллиарда лет назад с такими темпами удаления она должна была быть столь близко к Земле, что или упала бы на нее, или вращалась вокруг нее столь быстро, что уничтожила бы всю жизнь на ней гигантскими приливными деформациями" (стр. 50).

Третье - факт сжатия Солнца со скоростью 0,1 секунды дуги в сто лет, выявленный в 1979 году. "Единственной возможностью спасти миллиарды лет истории стало предложение о пульсировании Солнца, хотя никто не может сказать, что вызывает эти пульсации" (стр. 51).

Читатель может подумать, что уж теперь-то сомнениям места не осталось - истина Библии торжествует, наука посрамлена! Но не будем торопиться, выслушаем пояснения последней.

Во-первых, жизнь комет действительно сравнительно коротка. В среднем она составляет порядка 10 - 100 тыс. лет. Но между небесными телами наблюдаются те же примерно пропорции, как и между живыми существами. А именно - чем миниатюрнее "создание", тем жизнь его короче: сравните продолжительности жизни слона и бабочки. Верхний предел массы комет составляет менее одной миллиардной (!) массы Солнца. Потому-то и продолжительность их жизни несопоставима даже в сравнении со средним возрастом звезд. Так что, сделав ставку на кометы, свящ. Тимофей "сам себя высек": получил подтверждение не библейской, а научной оценки возраста солнечной системы.

Во-вторых, действительно, миллиарды лет назад Луна была гораздо ближе к Земле, чем сейчас. И период ее обращения вокруг Земли составлял лишь несколько часов. Но это никоим образом не могло "уничтожить всю жизнь", ибо единственными формами жизни в те далекие времена были простейшие одноклеточные - бактерии и водоросли, которым не страшны были никакие катаклизмы.

В-третьих, всем радиолюбителям ведомо, что активность Солнца не постоянна, а меняется с периодом порядка 11 лет. Известны и вековые вариации солнечной активности. Что же в этом так озадачило свящ. Тимофея? Ритмическое "дыхание" Солнца говорит лишь о том, что его можно уподобить живому организму, в известном смысле, разумеется. К сожалению, тонкости механизмов его "жизнедеятельности" еще во многом недостаточно хорошо изучены. Но это не дает нам никакого права заявлять, что Солнце существует не более 6-8 тыс. лет. Тем более, что за все годы наблюдений за Солнцем, его энергия (получаемая Землей), оставалась столь стабильной, что она получила определение "солнечная постоянная". Согласно оценкам специалистов, последняя меняется на 5 % за один миллиард лет.

Итак, с критикой положений науки о возрасте Земли и солнечной системы как будто все ясно. Настолько ясно, что, право же, становится неловко за репутацию свящ. Тимофея. Если он действительно честно пытался разобраться в проблемах современной геологии и земной атмосферы, астрономии и физики Солнца, то выходит, что ему еще многому нужно учиться. Но, может быть, ему удалось другое - уловить их суть? Увы, и здесь нам не остается ничего иного, как признать, что он, называя вещи своими именами, грубо "передергивает" факты.

Что позволяет нам обвинять свящ. Тимофея в грубой фальсификации? Рассуждая о кометах, метеоритах, кратерах на Луне и сжатии Солнца, он производит впечатление человека, хорошо осведомленного обо всех проблемах, достижениях и затруднениях современной науки. Из его рассуждений следует, в частности, что он согласен с тем, что в солнечной системе именно Солнце является центральным и наиболее массивным объектом, вокруг которого движутся все прочие объекты - планеты, и в их числе Земля.

Остается только удивляться, как после этого он может верить каждому слову Библии - "священной" книги? В своем ли уме пребывает этот радетель истины, если верит сказке о том, как, услышав повеление одного из еврейских военачальников Иисуса Навина, Солнце остановилось? Оно остановилось и "не спешило к западу почти целый день... доколе народ мстил врагам своим" (Иис. Нав. 10, 13). В состоянии ли он трезво оценить меру глупости этой байки? Понимает ли, что Солнце могло "остановиться" только в том случае, если бы Земля вдруг перестала вращаться вокруг своей оси? И если бы он в самом деле был знаком хотя бы с азами физики, почему бы ему не потрудиться вообразить о последствиях такой внезапной остановки? Случись такое, библейский всемирный потоп показался бы легким дождичком в сравнении с тем убийственным всесокрушающим, чудовищным катаклизмом, который обрушился бы на Землю, сминая континенты, вздыбливая горы, выплескивая океаны из своих берегов, поднимая ураганы, уничтожая все - вместе во всем иисусовым воинством - что бегает, ползет, плавает и летает.

Становясь в позу обличителя науки, выискивая соломинки в ее глазах, свящ. Тимофей не желает замечать бревна в глазу собственном. И коль скоро предвзятое его отношение к естествознанию тайны для нас уже не составляет, интересно выяснить - какими средствами и методами защищает он библейские "истины". Для примера рассмотрим миф о Ноевом ковчеге, которому свящ. Тимофей доверяет совершению безоглядно. Здесь мы, читатель, встретимся с таким количеством перлов, что нам придется выстроить их "по ранжиру".

Миф о Ноевом ковчеге

Для наглядности постоим наш анализ в форме вопросов и ответов.

Вопрос 1: Сколько человек строило ковчег?

Ответ: Четверо, Ной с сыновьями.

Вопрос 2: Что должен был представлять собой ковчег?

Ответ: Трехпалубное судно 150 м в длину, 25 м в ширину и 15 м в высоту водоизмещением около 20 тыс. тонн. Вверху у него должно было быть одно отверстие диаметром с полметра, а сбоку - дверь.

Вопрос 3: Из какого материала предполагалось строить судно?

Ответ: Из дерева гофер.

Вопрос 4: Был ли у Ноя необходимый инструмент для возведения этого исполинского, по тем временам, сооружения?

Ответ: Нет, ибо, будучи, как и все "допотопные" люди, стопроцентным аграрием и живя в шатрах, Ной не должен был даже подозревать о существовании пилы, топора, гвоздей и вообще каких бы то ни было металлических орудий труда.

Вопрос 5: Был ли у Ноя опыт кораблестроения?

Ответ: Нет, ведь он был только земледельцем.

Вопрос 6: Сколько времени потребовалось бы бригаде из 4-х человек, не обладающих минимумом необходимых навыков судостроения, чтобы чуть ли не голыми руками построить из бревен корабль водоизмещением 20 тыс. тонн?

Подозреваю, что свящ. Тимофей уйдет от ответа на последний вопрос, потому что ему, конечно же, легко понять, что не справился бы Ной с заданием, поставленным перед ним богом, и за несколько лет.

Вопрос 7: Правдоподобна ли история заселения ковчега?

Свящ. Тимофей пишет, что "из современных животных для спасения в ковчеге нуждались около 20 тыс. видов, что заполняло судно лишь на четверть" (стр. 179). Демонстрируя эрудицию по части критики теории Дарвина, свящ. Тимофей очевидно не догадывается, что число ныне здравствующих видов, "переживших потоп", приближается к 5 миллионам. Среди них не только гиганты - слон, жираф или носорог, но и мелкота - мухи и комары, тараканы и блохи. И от каждого из этих видов Ною полагалось отобрать 7 пар "чистого скота" и по паре "нечистого скота", притом непременно в равной пропорции мужских и женских особей. Судя по Библии, Ной не был зоологом и вообще знатоком животного царства. Как мог этот неуч определить пол животных, когда в большинстве случаев даже специалисты становятся в тупик в этом вопросе.

Но и этого мало. Чтобы собрать воедино сей многомиллионный зоопарк Ной должен был совершить путешествие в Арктику за моржами, северными оленями и белыми медведями, в Антарктику (о существовании которой авторы Библии, разумеется, не догадывались) за королевским пингвинами и морскими слонами, в Австралию (тоже неведомую авторам Библии) за кенгуру, коала и утконосами, в Америку (о существовании которой Ной не подозревал) за ленивцами, скунсами и бизонами, на Мадагаскар за лемурами, в Гималаи или на Кавказ за снежными барсами и горными баранами и т.д. А ведь на все сборы бог дал Ною лишь... 7 дней!!! Так в состоянии ли был тот с тремя сыновьями справиться с поставленной задачей? Ответ очевиден любому здравомыслящему человеку.

Читатель, нам пора остановиться. Есть предел всему, в том числе терпению и выдержке (только глупость и фанатизм веры, похоже, беспредельны). Мы и так уделили слишком много внимания тому, что этого не заслуживает. Но вот какой невольно возникает вопрос: почему так беззастенчиво, так грубо лукавит священник? В предисловии к своему сочинению он пишет: "Мы считаем важным для учащихся усвоение материала школьной программы, прежде всего научных фактов и методов расчетов (каков правдолюбец!? - Г.Г.). Следует внимательно изучить и эволюционную теорию и доводы в ее пользу... Креационная наука не боится возражений со стороны эволюционистов. Как написано в одной из популярных книг на эту тему: "Вам не требуется обязательно быть умными, если вы правы".

Действительно, совсем не обязательно быть умным, но зато совершенно необходимо быть честным. А вот с этим у свящ. Тимофея беда. Почему он так упорно отстаивает каждое слово, каждую запятую Библии? Будь он последователем иудаизма, его можно было бы понять. Для иудейского ортодокса Ветхий Зовет - нечто гораздо большее, чем феномен культуры. Это поэзия в прозе, источник мудрости, духовная опора, оправдание и смысл жизни как собственной, так и народа в целом. Но что до нее свящ. Тимофею?

Возможны две версии ответов на этот вопрос. Версия первая: сознание свящ. Тимофея соответствует мышлению ребенка младших классов. Здесь я могу сослаться на опыт одного из самых квалифицированных специалистов в данной области - Ж. Пиаже. Изучая эволюцию детского мышления, он заметил следующее: "Что поражает прежде всего в ребенке младше 7-8 лет, так это его необыкновенная самоуверенность... "Я это знаю" - вот единственное доказательство, которым пользуется детская логика... Эта сила уверенности характеризует период, который ученый назвал "стадией верования".

Далее Пиаже пишет: "Следует еще раз напомнить, что даже опыт не в силах вывести из заблуждения так настроенные детские умы". "Дикарь, призывающий дождь при помощи магического обряда, объясняет свой неуспех влиянием злого духа. Согласно меткому выражению, он непроницаем для опыта... Не то же ли бывает у детей?" - восклицает Пиаже. И не то же ли бывает у верующих? - добавим мы.

На поразительные некритичность и алогизм, доходящие до абсурда, свойственные магическому мышлению человека эпохи каменного века, указывали этнографы Э. Тайлор и Дж. Фрэзер, Л. Леви-Брюль, Б. Малиновский и С.А. Токарев. Как легко видеть из разбора "шедевра" свящ. Тимофея, религиозное сознание ничуть не превосходит магическое в смысле рациональности или чувствительности к опыту. Иными словами, развитие интеллекта взрослых дикаря и современного верующего находится на одном уровне - уровне ребенка младших классов. Но, как говорилось выше, этот вывод представляет собой лишь один из возможных вариантов объяснения позиции свящ. Тимофея.

Другая версия затрагивает область не столько сознания, сколько нравственности. К сожалению, слишком многое свидетельствует о том, что свящ. Тимофей не так наивен, как кажется, и слишком хорошо знает истинную цену как религии, так и науки. Он вполне отдает себе отчет в том, что Библия - это своего рода собрание сказок и былин о Левше и Илье Муромце, о царе Салтане и Василисе Прекрасной, но не более того. Что же заставляет его дискредитировать науку? Ведь, объявляя о ее несостоятельности, он фактически внушает своим читателям мысль о моральной нечистоплотности ученых, об умышленных искажениях, допускаемых ими, о подлогах и прочих смертных грехах, в которых, якобы, погрязли тысячи и тысячи людей, в заведомом большинстве своем порядочных, талантливых и беззаветно преданных делу поиска великих истин бытия.

Ответ, мне кажется, лежит на поверхности: "святому" Тимофею "очень кушать хочется". Кушать обильно и со вкусом. А наукой в наше время и в нашей стране сыт не будешь. Зато на клевете на нее можно "сколотить капиталец". Чем, похоже, Тимофей и озабочен до чрезвычайности. Но если общество не совсем уж лишилось рассудка, оно должно оградить свое подрастающее поколение от идей этого то ли инфантильного религиозного маньяка, то ли плута, человека без совести и чести.

* Следует заметить, что они категорически не могут быть иными, отличными от тех, которые нам известны. И никакой всевышний не в состоянии изменить их даже на йоту без того, чтобы Вселенная не погибла в тот же миг. См. об этом - Розенталь И.. "Элементарные частицы и структуре Вселенной". М. "Наука". 1984 г.

* По мнению доктора Лайтфута, руководствуясь Библией можно установить не только дату творения мира - 4004 г. до н.э., но и дату творения человека, происшедшего 23 октября в 9 утра. Странно, что святой Тимофей пренебрегает столь ценной информацией.

Гиви Гивишвили

наверх