«Путь — просветительский и цель — гуманизм»
N 39, 2006 г.

Мы* хотели бы познакомить читателя с исключительно неординарной личностью и некоторыми идеями мыслителя-гуманиста, геолога, писателя и афориста Ивана Прокофьевича Шарапова (24.10.1907 — 9.08.1996).

Биография этого человека, тесно переплетаясь с обстоятельствами советской жизни, полна странных и поучительных событий. С 8 до 12 лет бродяжничал, после — пастух, в 15 лет организовал волостную ячейку комсомола, в 16 — курсант Тамбовской Губсовпартшколы и боец ЧОН…

В 1932 г. 25-летний студент Горного факультета Среднеазиатского индустриального института и одновременно преподаватель истмата и политэкономии в техникуме Иван Шарапов посылает письмо Максиму Горькому, в котором делится одолевавшими его сомнениями в научном характере марксизма, а также упрекает писателя в том, что, будучи близким другом В.И. Ленина, тот не вступил в его партию и в самое тяжёлое для России время эмигрировал. В ответ Шарапов получает из Сорренто раздражённое письмо («неврастеническая болтовня», «мальчишка, и притом малограмотный» и т.д.), в котором между прочим сообщается, что о письме будет сообщено в соответствующие органы… Последствия этого поступка Горького Шарапов ощущал всю жизнь.

«И.П. Шарапову

<…> Правильно в письме Вашем сказано Вами о себе только одно: «Я родился индивидуалистом». Да, очевидно, это — так, и это весьма странный рецидив интеллигентской болезни, той болезни, которая заставила огромное количество интеллигенции бежать от жизни, от процесса возрождения нашего народа в эмиграцию, где она позорно и отвратительно изгнивает.

Меня крайне изумил тот факт, что Вы, такой, каким изображаете себя в письме, пятый год воспитываете советскую молодёжь, читая ей лекции по диамату и ленинизму. Мне трудно поверить в это, и я не могу понять, как же это Вы читаете? И как Вам не стыдно лгать людям, внушая им то, во что Вы явно не верите, что для Вас «противоречиво»? Не кажется ли Вам, что Вы развращаете Ваших учеников и что честный человек был бы не способен на такое двоедушие? Предупреждаю Вас, что письмо Ваше я сообщу в агитпроп. Я не могу поступить иначе. Люди, подобные Вам, должны быть удаляемы от молодёжи, как удаляют прокажённых. Наша молодёжь живёт и воспитывается на службу революции, которая должна перестроить — и перестроит мир. Уйдите прочь от неё. Вы больной и загнивший.

Вот всё, что я могу Вам ответить.

М. Горький».

В 1934 г. И.П. Шарапов кончает институт и продолжает работу в экспедициях в должности инженера-геолога; в 1935 г. публикует первую научную работу (в дальнейшем он — автор более 140 опубликованных научных работ, в том числе 12 монографий, ещё множество работ осталось в рукописях). В 1941 г., получив отказ на просьбу об отправке на фронт, И.П. Шарапов работает на Полярном Урале, с 1942 г. — на Ленских золотых приисках; он — автор изданной с одобрения академика В.А. Обручева книги об их истории (1949). Докторская диссертация загадочным образом теряется в «инстанциях», а затем её идеи публикуются под другим именем (в дальнейшем исследователь пишет… пять диссертаций, но официально признанным доктором наук становится лишь на 80-м году жизни)… С 1947 по 1958 гг. он — преподаватель геологии в вузах. В 1958 г. исключен из КПСС, репрессирован по политической статье и прошёл, по его свидетельству, через 3 психбольницы, 9 тюрем и 7 лагерных пунктов. В 1961 г. освобождён, в 1989 г. реабилитирован «за отсутствием в его действиях состава преступления».

В постперестроечное время Иван Прокофьевич печатает на собственные средства несколько книг, в том числе «Краткую энциклопедию афоризмов» (М., 1990; книга включает в себя только собственные мысли автора) и «Гуманистический манифест» (М., 1994).

Манифест Ивана Шарапова — индикатор объективности возникшего вскоре российского гуманистического движения. Он является свидетельством того, что гражданский гуманизм — это не искусственный проект, рождённый в недрах «административного ресурса», а честный и искренний поиск путей достойного преодоления существующих в России социальных и моральных проблем.

Публикуем отрывки из этих произведений.

Гуманистический манифест (1994) – заключительная часть

<…> 37. Необходимо ныне, несмотря на недостаточно демократичную конституцию и господство лжедемократии, просвещать народ в духе правовой гражданственности.

41… Наше государство – несправедливое. В нем сохранены почти все привилегии номенклатуры, а ее противники страдают…

43. Более справедливым был бы путь – просветительский, а цель нужна – гуманизм. Этот путь бескровный, на основе нынешней, хотя и недостаточно демократичной, Конституции. В течение 5-10 лет можно создать Строй Просвещенной Демократии, который затем за 3-4, а может, за 5 поколений подготовил бы народ к самостоятельному выбору государственного устройства… Пусть сам народ решает – как ему жить. Эта мечта мне самому кажется несколько утопичной, если учесть, что ныне народ совершенно слеп и дик, но так хочется надеяться на силу просвещения. Во всяком случае, от просвещения хуже не будет, а если ничего не делать, так народ совсем превратится в озлобленных нищих.

44. Суть строя Просвещенной демократии будет в том, чтобы вся деятельность общества и государства направлялась бы на просвещение и воспитание народа, на изжитие в нем рабского самосознания, безнравственности и на оздоровление среды обитания человека.

45. Природа человека сложна. В ней есть и дурное, и хорошее, а проявление того или другого зависит от воли и обстоятельств. Люди со слабой волей, подобно тополиному пуху, летят туда, куда их гонят страсти и обстановка. Под влиянием момента человек может совершить как благородный, так и низкий поступок, а эти моменты сильно зависят от общественного строя. В одни эпохи проявляется больше хорошего, в другие – больше дурного. Строй Просвещенной Демократии будет побуждать людей к совершению благородных поступков и воспитывать волю.

47. При составлении государственного бюджета:

…д) увеличить сумму средств на просвещение до 30-40% от расходной части…

48. Самый трудный вопрос: где найти просветителей? Их надо специально готовить, а начать с того, чтобы с помощью этого манифеста найти 10-20 инициаторов просвещения, которые смогли бы организовать мировоззренческие кружки молодежи, в которых как раз и будут вырастать просветители. Кружки должны изучать и обсуждать этот манифест, разные книги, газеты, проводить диспуты, театрализованные обсуждения разных вопросов (литсуды, игровые «защиты диссертаций»), конкурсные сочинения и пр., а также участвовать в предвыборных кампаниях

49. Кроме сказанного выше, просветители могут вызывать на публичный диспут противников просвещения.

Просветители! Ежедневно в любых условиях говорите народу правду! Вас будут подвергать насмешкам и ругать, но вы делайте святое дело!.. Пусть просвещение и воспитание народа будет целью вашей жизни! Улучшайте этот манифест, несмотря на его кажущуюся утопичность. Без мечты и надежды ничего значительного создать нельзя.

Я сижу в яме. О том, что сейчас творится за ее краями, знаю плохо. Я вижу только звезды в небе, а рассвет придет нескоро, но он придет. Придет!

Просветители, а вы где сидите и что видите? Отзовитесь!

Краткая энциклопедия афоризмов (1990) – избранное

АБСОЛЮТНОЕ. В науке абсолютно лишь отсутствие абсолютного.

БЕЗРАЗЛИЧИЕ. Безразличие — питательная среда для микробов зла.

БЕСПРИНЦИПНОСТЬ. Беспринципность — принципиальна. Она основана на принципе приспособляемости.

БОЛЬШИНСТВО. Если бы в науке побеждало большинство, то Землю до сих пор считали бы плоской.

БОРЬБА СО ЗЛОМ. Злые люди всё oбращают во зло, даже борьбу со злом.

БУДУЩЕЕ. В нашем государстве будущее пожирается настоящим, а надо бы наоборот — чтобы будущее выращивалось настоящим.

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ. Великие мысли надо выстрадать.

ВОПРОШАНИЕ. Вопрошание — начало познания.

ВОСПОМИНАНИЕ. Воспоминание — мысленный суд над самим собой.

ВРЕМЯ. Чтобы шагать в ногу со временем, надо, чтобы оно не стояло на месте.

ГЕРОИЗМ. Горе народу, который нуждается в героях.

ГИПОТЕЗА. Хороша та гипотеза, которая не изгоняет сомнение и тем самым стимулирует дальнейшие поиски истины.

ГОРДОСТЬ. Гордость, выставляемая напоказ, неприятна, даже если она заслуженная. Невысказанная же гордость мешает её обладателю совершать дурное.

ДЕТИ. За грехи общества расплачиваются дети.

ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА. Легче определить вкус конфеты по её обёртке, чем достоинство человека по его внешнему виду.

ДУРАК. Не спорь с дураком — люди могут не понять, кто из вас больший дурак.

Два дурака по отдельности — это два дурака, а два дурака вместе — это уже три дурака.

ЕДИНОМЫСЛИЕ. Что за абсурд: единомыслие немыслящих?

ЖИЗНЬ. Пока живу — борюсь, пока борюсь — живу.

ЖИЗНЬ И МЫСЛЬ. Жизнь и мысль должны идти вместе, но пусть дорогу выбирает мысль.

ЗЛОСТЬ. Злость делает умных более зоркими, а глупых ослепляет.

ЗНАНИЕ. Важно знать не только предмет исследования, но и границы этого знания.

ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Знания мы берём у людей и из книг, а мудрость вырабатываем сами.

ИСТИНА. В толпе учёных истина не может пройти, не отдавив кому-нибудь ноги.

КНИГА. Похвалить дурную книгу — хуже, чем дурного человека. Человек может ещё исправиться…

КОМПРОМИССЫ. От компромиссов политика выигрывает, а наука — проигрывает.

КРИТИКА. Не критикуй крокодила, пока ты не вылез из его болота.

ЛЮДИ. Много есть людей, которые в одной обстановке — герои, а в другой — трусы.

МЫСЛЬ. Карать человека за высказанные им мысли — всё равно что карать за то, что он дышит.

НАРОД. Народ — стихия, подчиняющаяся естественным законам. С ростом его сознательности слабее действие этих законов.

НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ. Научными можно считать только такие взгляды, которые допускают их критику.

НЕВЕЖЕСТВО. Мирного невежества не бывает.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПРАВДА. Официальная правда приготовляется из лучших сортов лжи.

ПЕССИМИСТ. Пессимист — это оптимист, потерявший розовые очки.

ПОБЕДА. Победа всегда достаётся последним. Первые же погибают за неё.

ПОДВИГ. Подвигу героя предшествует чья-то безнравственность.

ПРОСВЕЩЕНИЕ. Просвещение — главная и решающая сила развития общества.

РАБ. Не тот безнадёжный раб, кто принадлежит кому-то, а тот, у кого нет собственного мнения ни по одному вопросу.

РАЗНОГЛАСИЕ. Разногласия придают цену согласию.

СОВЕСТЬ. Совесть — ноша не каждому по плечу.

СОМНЕНИЕ. Сомнение богаче по содержанию, чем вера.

СТРАХ СМЕРТИ. Чем слабее интеллект, тем сильнее страх смерти.

СТЫД. Стыд — одежда совести.

ТАЛАНТ. Талант без поощрения чахнет, а без употребления — совсем гибнет.

ТОРОПЛИВОСТЬ. Торопливость — дочь лени и дитя халтуры.

ТРАДИЦИЯ. Традиция иногда вытесняет культуру.

ТЩЕСЛАВИЕ. Тщеславие питается завистью.

УБЕЖДЕНИЕ. Крепость убеждений иногда бывает не от глубины мысли, а от её инерционности.

ЧЕЛОВЕК. Человек — это страдающая материя.

ЧЕСТНОСТЬ. У вора и честность — воровская.

ЧУДАК. Чудаки — совесть человечeства.

ЭГОИЗМ. Детский эгоизм смешон, в зрелом возрасте отвратителен, а в старости жалок.

ЭПОХА. Чем мрачнее эпоха, тем светлее мечты.

________________________________________________

* Редакция журнала «Здравый смысл»

наверх