Credo (в чём смысл жизни человека)
N 42, 2007 г.

Предисловие В.Л. Гинзбурга к публикации «Credo. Из архива Е. Л. Фейнберга»

10 декабря 2005 года скончался выдающийся российский физик и философ Евгений Львович Фейнберг. Физический институт РАН организует издание трудов Е.Л. Фейнберга и воспоминаний о нём. Кроме того, сохранились рукописные материалы Е.Л. Фейнберга и аудиозаписи его рассказов, разбором которых занимается научный сотрудник ФИАНа В.М. Березанская, записывавшая свои беседы с Е.Л. Фейнбергом в последние его годы. Среди рукописей сохранился текст «Credo», публикацией которого, мне кажется, уместно почтить память этого замечательного человека и мыслителя.

В.Л. Гинзбург 04.06.2006


В.Л. Гинзбург и Е.Л. Фейнберг на ученом совете ФИАН В 2000 г.

1.

Существует мир, вселенная (а может быть множество вселенных) – мир мёртвый, себя не сознающий, неорганический, безграничный. Но в какой-то его ничтожной части физические обстоятельства случайно сложились так, что оказалось возможным возникновение жизни в разных формах, вплоть до высшей из известных нам форм – человека с его сознанием, эмоциями, сверхсознанием. Для этого чуда было необходимо, чтобы в достаточно значительной (пусть относительно ничтожной) области мира достаточно долго существовали достаточно благоприятные температурные, радиационные, химически-ядерно-составные и т. д. и т. п. условия (многого из того, что было в действительности необходимо, мы, быть может, ещё и не знаем).

Возможно, что подобные обстоятельства осуществились ещё где-то во вселенной, быть может, в других сочетаниях и потому породили не обязательно такие же формы жизни. Но на это мы не можем рассчитывать как на необходимость. Вполне возможно, что есть другие вселенные, принципиально недоступные связи с ними, но тоже содержащие сознательную жизнь, но это не обязательно.

В любом случае мы должны исходить из того, что мы одиноки, единственное исключение, в некотором смысле действительно чудо.

Мы всё больше узнаём о том, как именно может возникнуть жизнь в неорганическом мире и развиться до появления человека. Но чем больше мы узнаём, тем более поразительной оказывается сложность, утончённость согласования элементов этой системы, тем более поразительным оказывается факт, что всё это успело, сумело сложиться, возникнуть, быть. Это поразительно, но мы раскрываем всё новые механизмы этого процесса и всё более видим его причинную обусловленность.

Таким образом мы, человечество, оказываемся носителями, реализацией уникального явления природы, следствием уникального (быть может, уникального в буквальном смысле слова, – единственного) сочетания обстоятельств (что, однако, из-за безграничности мира представляется маловероятным; но для того, что сказано ниже, это нельзя принимать в расчёт).

Сохранение, сбережение этого явления, этого «чуда» – на ответственности человечества и каждого человека. И оно накладывает много обязательств на нас (конечно, исчезновение человечества и жизни вообще ничего не изменит в огромной безграничности мира самого по себе, но уж если такое удивительное явление осуществилось, оно изменило лик мира, и возвращение к мёртвой безразличной материи было бы печальным фактом).

2.

Чтобы это чудо сохранилось, от человека требуется многое.

Во-первых, нужно очень хотеть сохранить человечество, как феномен природы. Для этого нужно любить жизнь, наслаждаться её проявлениями как таковой, очень хотеть жить. И не случайно именно способные ко всему этому особи образуют человечество в подавляющем большинстве.

Поэтому человечество выжило, несмотря на огромные внешние препятствия и на не меньшие «внутренние» препятствия, порождённые самими людьми, именно самой способностью людей сознавать, действовать по своей воле и в частности создавать горестные ситуации. Но любовь к жизни и непосредственное наслаждение жизнью, не мешающее, не вредящее остальному человечеству – обязательное условие, которое нужно осознавать, чтобы не впадать в ошибку, считая его чем-то недостаточным.

Во-вторых, трудность выполнения основной задачи не позволяет рассчитывать, что её можно выполнить в одиночку. Поэтому человек должен искать сотоварищества других людей, быть способным любить других и помогать слабым, т. е. необходима доброта. И не случайно именно способные к этому особи образуют человечество в подавляющем большинстве. Это необходимо сознавать, чтобы способность к доброте не считалась недостойной и <не> распространялась только на ближайшее и очень ограниченное окружение каждого человека.

В-третьих, для реализации в трудных объективных и субъективных обстоятельствах основной задачи – ответственности должны быть мобилизованы все потенции человечества. Высшими потенциями обладают духовные способности человека. Поэтому не случайно, что такие способности человечество в своём подавляющем большинстве совершенствует. Это биологически осуществляется в любознательности, инстинкте бескорыстной поисковой активности, а социально – во взаимообогащении духовной культурой от самых простых («низких») её форм до деятельности мыслителей, художников и учёных. Только преобладание духовных способностей человека над примитивными формами (инстинктами, условными рефлексами), свойственными и остальному живому миру, позволило человечеству выжить.

Из сказанного, если говорить совсем кратко и огрублённо, и вытекает то, что можно назвать «смыслом жизни».

В обобщённом плане смысл жизни человечества – в сохранении чуда жизни, в выполнении высокой ответственности перед природой, случайно одарившей нас этим чудом.

Конкретно же это реализуется в «смысле жизни» или лучше сказать высшей задаче жизни каждого человека, а её, если говорить совсем кратко и упрощая, можно сформулировать в трёх пунктах:

- любить жизнь и наслаждаться ею;

- быть добрым и уж во всяком случае, социабельным – не вредить другим, помогать слабым и быть терпимым, помогать созидателям и препятствовать разрушителям;

- жить максимально возможной духовной жизнью, достойной высоты, на которую небрежно вознесла человека «бессмысленная» природа и которую нужно сохранить.

3.

Всё сказанное о назначении человека, вероятно, примет и религиозно верующий человек. Только слово «чудо», употреблённое выше, он примет в прямом смысле, как сотворение жизни Богом, высшим духом и т. п. Я не понимаю, зачем это нужно.

Е.Л. Фейнберг

наверх